Святая Франциска Римская, святая Екатерина Болонская, святой Доминик Савио

Святая Франциска Римская

francesca

Франциска (на итальянский лад — Франческа) родилась в Риме, в 1384 г., в знатной и богатой семье. От матери унаследовала она мирный нрав и благочестивую преданность Богу. А сильную волю — от отца. В одиннадцать лет она знала, чего Господь желает от нее: чтобы она стала монахиней. И в этом ее воля восстала против воли отца ее. Он заявил Франциске, что она еще слишком мала, чтобы понимать свое предназначение, но не слишком юна для замужества. Он уже просватал ее за молодого человека из другой богатой фамилии. В Риме того времени слово отца было законом; отец даже мог продать своего ребенка в рабство или приказать убить. Быть может, это Франциска и ощущала, когда отец заставлял ее выходить замуж. Но так же, как он не слушал ее, она не желала слушать его. Она упорно молилась о предотвращении свадьбы, пока духовник не указал ей: “Ты плачешь потому, что хочешь исполнить волю Божью, или потому, что хочешь, чтобы Бог исполнил твою?”.

Франциска нехотя согласилась на брак. Людям трудно было понять ее сопротивление.  Будущий супруг Франциски, Лоренцо Понциани, был знатен, здоров, был хорошим человеком и по-настоящему заботился о ней. Идеальная партия — кроме как для той, кто решилась стать невестой Христовой.

И тут начался ее ночной кошмар. Тихая, застенчивая тринадцатилетняя девочка была брошена в водоворот вечеринок и пиров, сопровождавших бракосочетание. Мать Лоренцо, Чечилия, обожала развлечения и ожидала от невестки участия в утехах светской жизни. Новобрачная была готова к посту, к ограничениям; но Бог послал ей испытания шумными забавами, которые вконец измучили ее. Франциска слегла. Долго она была близка к смерти, не способная есть, двигаться и говорить.

В худший час ей явился св. Алексий Человек Божий. Видимо, в глазах Божиих их испытания были сходны: Франциска не была узнана своей семьей, как и он. Близкие просто не видели, сколь сильно она хочет оставить все ради Христа. Св. Алексий сказал ей, что Бог предлагает сделать важнейший выбор: “Хочешь ли восстать от одра болезни, или нет?” Нам трудно понять, как можно желать смерти в тринадцать лет, но Франциска была глубоко несчастна. Под конец девушка прошептала: “Божия воля да будет моей”. Тяжелейшие слова, какие она могла произнести — но верные слова, чтобы поставить ее на стезю святости.
Св. Алексий ответил: “Тогда ты будешь жить, дабы прославилось Имя Его”. Исцеление Франциски было немедленным и полным. После того Лоренцо еще более привязался к жене — он даже исполнился благочестивого уважения к ней из-за того, через что ей пришлось пройти. Позже он испытал еще большее благоговение, когда убедился, что его жену преследуют демоны, движимые ненавистью к ее молитвам и благодеяниям.
Но проблемы св. Францики не иссякли. Свекровь все еще ожидала участия невестки в развлечениях и светских визитах, и ставила ей в пример жену другого своего сына, Ванноццу, беспечно порхающую с бала на бал, с охотой наряжающуюся и ловко играющую в карты. Почему Франческа не может быть как Ванноцца? В доме, где святая жила вместе с мужем, его родителями, братом и его семьей, она чувствовала себя бесконечно одинокой. Вот почему однажды Ванноцца нашла ее горько плачущей в саду. Когда Франциска открыла ей свое сердце, то неожиданно обнаружила в невестке то же желание посвященной жизни. То, что Франциска до сих пор принимала за фривольность Ванноццы, было на самом деле естественной легкостью общения и веселостью. Молодые женщины стали близкими подругами и вместе избирали себе пути духовного совершенствования.
Они решили, что обязанности семейной жизни важнее всего. Для Франциски это означало одеваться согласно ее социальному положению, посещать дома знати и принимать гостей — и, что важнее всего, делать все это охотно. Но две духовные сестры и подруги вместе ходили к мессе, успевали посещать заключенных, прислуживали в лечебницах и устроили в заброшенной башне своего дворца часовню, где вместе молились.

Знатные женщины, лично помогающие бедным — это не было модно, и люди перешептывались о двух юных особах, ходивших по улицам без сопровождения. Чечилия страдала от насмешек друзей и устраивала невесткам сцены, требуя, чтобы они прекратили свои чудачества. Когда это не возымело результата, она воззвала к сыновьям, но Лоренцо не пожелал препятствовать благотворительности Франциски.

francesca2

Начало пятнадцатого столетия принесло ей рождение первенца, Джованни Баттиста, нареченного в честь Иоанна Крестителя. Можно предположить, что горе от потери свекрови было смешано с облегчением, ведь не стало принуждения к светской жизни. Но ведение такого большого хозяйства, как у Понциани, требовало кого-то, кто бы им руководил. Все ожидали, что шестнадцатилетняя Франциска была лучше прочих подготовлена, чтобы занять место свекрови. Таким образом, она еще теснее стала связана со светскими и мирскими обязанностями. Семейство было право — она стала превосходной хозяйкой, рачительной и приветливой.

После того, как родилось еще двое детей — мальчик Джованни Эванджелиста и дочь Агнесса, с наводнением в Рим пришли эпидемия и голод. Св. Франциска распорядилась, чтобы никто из просящих не был отпускаем без помощи. Вместе с Ванноццей она носила бедным зерно, вино, масло и одежду. Тогда Андреоццо Понциани, ее свекор, в ярости от того, что Франциска во время голода раздает семейные припасы, отобрал у нее ключи. Лишь для того, чтобы наверняка прекратить раздачи, он продал излишки зерна, оставив необходимое для семьи, и все бочки вина, кроме одной. Две знатные девушки вышли на улицу вновь. Теперь — просить подаяние.

В конце концов Франциска так отчаялась найти еду для бедняков, что пошла в пустой уже амбар и стала рыться в соломе, силясь наскрести хоть сколько-то горстей зерна. После ее ухода зашел Лоренцо и был поражен, увидев амбар полным превосходного золотистого зерна. Франциска отливала вино из их единственной бочки, пока однажды свекор не нашел ее пустой. На святую посыпались упреки. Помолясь, она отвела родичей в погреб, открыла пробку, и из бочки полилось превосходное вино. Эти случаи окончательно переменили и Лоренцо, и его отца. Имея на своей стороне мужа и свекра, св. Франциска могла отныне делать, что пожелает. Она немедленно продала свои драгоценности и наряды и разделила деньги среди нуждающихся, а сама оделась в простое зеленое платье.

Это было время Великой схизмы, Папе противостояли раскольники. В Рим вторглись войска Владислава, короля Неаполитанского; будучи сторонником истинного Папы, король вел войну своей собственной выгоды и вынудил многих римлян — включая Понциани — выступить в защиту города на стороне антипапы Александра V. В ходе этих событий Лоренцо был серьезно ранен, а его брата Палуццо (мужа Ванноццы) захватили в плен.  Командир неаполитанских войск, Пьеротто д’Андреа, граф ди Тройя, потребовал, чтобы Баттиста, старший сын Лоренцо и Франциски, был отдан ему в качестве заложника. В этом случае граф мог быть уверен, что Понциани прекратят борьбу. В противном случае граф грозил обезглавить Палуццо.

Св. Франциска не знала, как поступить. Духовник, к кому она обратилась за помощью, убедил уступить сына неаполитанцам и положиться на Бога. Франциска направилась с сыном на Капитолий, где ждали захватчики. По пути сторонники рода Понциани пытались преградить им путь, отнять у нее мальчика, чтобы спасти его от плена. Это было невыносимым искушением. Отдав врагам сына, Франциска побежала в церковь плакать и молиться. Сама Богородица явилась ей со словами утешения и призвала не бояться. Между тем ребенка хотели посадить на коня и увезти, но ни одна лошадь не желала делать ни шага с этой ношей, как ее ни стегали. Растерянные воины в конце концов перепугались и отпустили мальчика, боясь Божьего гнева. Франциска еще молилась, когда сын вбежал в церковь и бросился обнимать ее.

Но испытания не миновали, пленение сына было только отложено. Когда пришлось, спасая раненого Лоренцо, отправить его прочь из города, Франциска осталась одна перед лицом захватчиков. Солдаты устроили во дворце Понциани погром, пытали и убивали слуг. На этот раз старшего сына Франциски увезли в Неаполь. Но, быть может, это спасло ему жизнь — ведь вскоре Рим посетила чума. Эпидемия забрала многих, и среди них — девятилетнего сына Франциски, Эванджелисту.

francesca4

В час, когда дом ее лежал в руинах, муж был далеко, один из сыновей умер, другой был в плену заложником, Франциска могла сдаться. Она, однако, очистила разоренный дворец от обломков и обратила его в лечебницу и убежище для бездомных.

Год спустя после кончины Эванджелиста явился матери и сказал, что Агнесса тоже умрет. Но Господь дарует Франциске особую милость, послав архангела стать ее хранителем до конца ее дней, и она всегда сможет видеть его своими собственными очами.
Неизменный спутник и духовный руководитель, архангел однажды потребовал от нее прекратить строгое умерщвление плоти (пост на хлебе и воде, ношение власяницы). “Теперь ты должна понять”, сказал ей чудесный наставник, “что Бог, сотворивший твое тело и давший его слугой твоей душе, не ожидает, что дух разрушит тело и возвратит его Создателю разоренным”.

Франциска удостоилась чудесных видений и дара прозорливости. Но ее глубокий мистический опыт был неотделим от земных хлопот.

Войны закончились, супруг и сын вернулись домой. Но если сын возвратился обаятельным юношей, муж был сломлен телесно и душевно. Быть может, величайшим из исцелений св. Франциски было то, как она поддержала долго и тяжко угасавшего Лоренцо.

Когда Баттиста женился на хорошенькой и очень молодой девушке по имени Мабилия деи Папаццури, св. Франциска ожидала найти в ней помощницу в ведении большого хозяйства. Но Мабилия не желала ничего подобного. Она стала мучением Франциски, как раньше Франциска была мучением своей свекрови. Мабилия хотела развлекаться и на людях высмеивала Франциску за ее застиранное зеленое платье, за ее манеры и воззрения. В один прекрасный день, посреди череды препирательств, Мабилия внезапно сделалась бледна и рухнула, плача: “Ох, гордыня, моя ужасная гордыня”. Франциска бросилась ей на помощь. С этого времени Мабилия совершенно переменилась к свекрови.

При поддержке Лоренцо св. Франциска положила начало ордену мирянок, связанному с бенедиктинцами, и названному Облатами Марии (Оливетанками). Женщины жили в миру, но давали обет посвятить себя Богу и служению бедным. Вскоре удалось приобрести дом, где в общине могли жить вдовы.

Франциска ходила за Лоренцо до его кончины. Последними обращенными к ней словами умирающего были: “Мне кажется, что вся моя жизнь была одним прекрасным видением чистого счастия. Господь дал мне так много в твоей любви”.

После смерти супруга св. Франциска переселилась в дом к остальным Оливетанкам и была поставлена начальствовать над ними. В возрасте 52 лет она обрела жизнь, о которой мечтала в одиннадцать. Но в общинную жизнь она принесла благодатный опыт супружества и материнства, в свое время побудивший ее сказать: “Замужняя женщина должна оставить Бога на алтаре, чтобы обрести Его в семейных заботах”.

francesca3

Св. Франциска отошла ко Господу четыре года спустя, 9 марта 1440 г. Ее последними словами были: “Ангел завершил свой труд. Он зовет последовать ему”. Св. Франциска Римская была канонизирована 29 мая 1608 г., при Папе Павле V. Она была погребена в базилике Санта Мария Нова, где и ныне можно поклониться ее святым мощам. Самая церковь Пресвятой Богородицы теперь называется Санта Франческа Романа.

Святая Екатерина Болонская

catherine

Св. Екатерина родилась в 1413 г. Она была дочерью Джованни де Вигри, советника и посла Никколо III д’Эсте, маркиза Феррарского. Одиннадцати лет от роду Екатерина стала фрейлиной Маргариты, одной из бесчисленных внебрачных дочерей маркиза, и разделила с ней воспитание и образование, став ее ближайшей подругой. Когда юная Маргарита вышла замуж за Галеотто Роберто Малатеста, государя Римини (впоследствии прославленного в лике блаженных), то пожелала оставить Екатерину при себе, но девушка оставила двор, чтобы в четырнадцать лет стать терциаркой Францисканского ордена. Вместе с несколькими знатными подругами она основала общину.

Св. Екатерина жила совершенной жизнью и вызывала восхищение сестер святостью. С семнадцати лет ее здоровье надломилось, но она никогда не жаловалась. В монастыре св. Екатерина исполняла множество обязанностей, от выпечки хлеба до обучения новоначальных послушниц. Позднее ее обитель вошла в орден Бедных Клар. Св. Екатерина совершила множество чудес, удостоилась мистических видений и записала свой опыт в обширном “Трактате о семи духовных оружиях, потребных для духовной брани”.

Посредством переписки св. Екатерины с Папой Николаем V монастырь Бедных Клар в Ферраре устроил затвор, а св. Екатерина была назначена там настоятельницей. Обитель прославилась святостью жизни насельниц, число которых при жизни св. Екатерины достигло 85, и их самоотречением. Позднее, в 1456 г., св. Екатерина основала еще один монастырь в Болонье.

Великим постом 1463 г. св. Екатерина серьезно заболела и 9 марта скончалась в возрасте 49 лет. Похороненное без гроба тело святой было извлечено из могилы через восемнадцать дней, из-за происходивших исцелений и благоухания, исходившего из могилы. Мощи св. Екатерины были обретены нетленными и остаются таковыми поныне, сохраняясь в церкви монастыря Бедных Клар в Болонье. Около 1500 г. св. Екатерина явилась сестрам своей обители и велела поместить свое одетое в облачение ордена тело в сидячем положении, что и было сделано.

catherine2

Св. Екатерина Болонская была канонизирована 22 мая 1712 г., при Папе Клименте XI, по прошествии трех столетий почитания в Болонье.

Св. Екатерина почитается Церковью как небесная покровительница художников. Некоторые ее работы сохранились до наших дней, например, изображение св. Урсулы, датированное 1456 г. и хранящееся в венецианской Галерия Академика. Письменные памятники (трактаты, гимны и письма) и образы работы св. Екатерины, многие из которых были заново открыты, сохранились во многом потому, что почитались реликвиями святой подвижницы.

 

Святой Доминик Савио

dominic

Св. Доминик Савио родился 2 апреля 1842 г., в Кастельнуово д’Асти под Турином. Он был одним из десяти детей в очень бедной, но благочестивой семье. Однажды, когда ему было всего четыре года, он внезапно пропал, и мать искала его. Она нашла его в уголке молящимся со сложенными руками и склоненной головой. Он уже знал все ежедневные молитвы наизусть. В возрасте пяти лет мальчик стал прислуживать на богослужении, в семь приступил к первому Причастию. Этот день был счастливейшим в его жизни. Тогда он записал несколько “обещаний”, данных Богу. Вот они:

1. Я буду часто исповедаться и так часто причащаться, как только позволит духовник.
2. Я хочу отмечать праздники.
3. Моими друзьями станут Иисус и Мария
4. Смерть, но не грехи.

В двенадцать лет св. Доминик поступил в школу, которой руководил сам Дон Боско. Св. Дон Боско сперва поговорил с ним. “Что Вы думаете обо мне?”, — спросил мальчик. “Я думаю, что ты — хороший материал”, — ответил священник, широко улыбнувшись. “Ну, тогда Вы — хороший портной, и если материал хороший, берите меня и сшейте новый костюм для Господа Нашего!”

Все в школе видели, что этот мальчик отличается от них по тому, с каким рвением он молился и как это рвение не покидало его в прочее время. Однако Доминик не пытался отделиться от соучеников, был к ним очень привязан и, несмотря на то, что был младше, беспокоился за их духовное благополучие. Однажды один из мальчиков принес в школу журнал с фривольными картинками. Через минуту он был окружен толпой любопытствующих. Но тут Доминик выхватил журнал из его рук, разорвал в клочья и выпалил: “Какие мы дураки! Бог дал нам глаза, чтобы дивиться чудесам творения, а мы смотрим на гадость, которой губит души враг рода человеческого”. А когда кто-то из мальчиков удивился, что может быть дурного в простом рассматривании картинок, то св. Доминик ответил: “Значит, ты просто привык смотреть на постыдные вещи.” Возражений больше не нашлось.

В другой раз святой с распятием в руках остановил двух драчунов, швырявших друг в друга камни. Пораженные его укорами, мальчики пообещали исповедаться.

При этом св. Доминик отнюдь не заносился: он был приветлив, не стеснялся советовать, но никогда не делал это свысока, избегал навязчивого тона и никогда не пытался завладеть беседой.

dominic3

В начале 1857 г. Доминик заболел и был отправлен домой на поправку. Но ему стало хуже, он принял последнее Причастие. В четырнадцать лет св. Доминик не боялся смерти. Он предчувствовал ее и готовился к ней, еще прощаясь со школьными друзьями. Наоборот, он был преисполнен радости от мысли, что идет на небеса. Незадолго до кончины он попытался сесть, попрощался с отцом. Внезапно его лицо озарила счастливая улыбка. Последними словами маленького святого были: “Я вижу удивительные вещи!”.

В сущности, он был обыкновенным увлеченным маленьким мальчиком, но только очень хорошим. Он помогал родителям по дому, молился без напоминания, с раннего возраста прислуживал в церкви и успевал в школе не потому, что был особенно умен, а потому, что упорно трудился.

Св. Доминик был удостоен в своей маленькой жизни и чудесных видений, и дара прозорливости, но не хотел рассказывать об этом много. Ему было неловко.
В школе св. Иоанна Боско св. Доминик был прилежен, внимательно слушал, без стеснения просил разъяснений, слушался учителей и тщательно выбирал себе друзей.

Однажды решив стремиться к святой жизни, Доминик стал было поститься на хлебе и воде, носить власяницу, спать зимой под тонким одеялом и класть камни себе в постель. Но учителя воспретили ему умерщвлять плоть, объяснив, что ученику главное — смиренно и в совершенстве исполнять свои обязанности, а послушание — величайшая жертва. Так сформировался главный принцип св. Доминика — “Я не могу совершать великое. Но я желаю, чтобы все было во славу Божию”.

Св. Доминик — небесный покровитель мальчиков-хористов и несправедливо обвиненных. Последнее имеет своей причиной следующий происшедший со св. Домиником случай. Двое из его товарищей зимой наполнили печь в школе снегом и мусором. Когда учитель вошел в комнату, они обвинили во всем Доминика. Будучи наказан перед всем классом, он не выдал своих товарищей. Когда правда открылась и святого спросили, почему он не защитил себя, он ответил, что пожалел виновников (ведь это была не первая их провинность, и им грозило исключение) и вспомнил о кротости Христа.

dominic2

Св. Доминик скончался 9 марта 1857 г. Его первое жизнеописание было написано самим Доном Боско. Св. Доминик – самый юный из святых, прославленных не за мученическую кончину, но за святую жизнь. Он был канонизирован 12 июня 1954 г. Папой Пием XII. В базилике Пресвятой Девы Марии Помощницы христиан, в Турине, в одной церкви со святыми реликвиями Дона Боско, находится и саркофаг с телом св. Доминика, привлекающий многочисленных паломников.

Анастасия Медведева

Оставьте комментарий