Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, группе, коллективу. Но в тоже время, это то, что мы заняли у других людей и в определенное время должны вернуть. Один аспект теоретический, который выражается во втором, чисто практическом.
Размышление над этими двумя сторонами нашей каждодневной жизни прекрасно представлено в фильме “Долг” снятым английским режиссёром Джоном Мэдденом, и представленном впервые на международном кинофестивале в Торонто в сентябре 2010 года.
Синопсис фильма достаточно прост. Три молодых агента «Моссада» на секретном задании в 1965 году похищают в ГДР и убивают известного нацистского преступника. Всем троим, пришлось многое пережить, всех их связывают непростые отношения друг с другом и одна неприглядная тайна. А именно то, что они никого не убили, так провалились при выполнении задания. Тридцать лет спустя на Украине объявляется человек, утверждающий, что он и есть тот нацист, — и одному из бывших агентов приходится вернуться к своей деятельности, чтобы докопаться до истины и примириться со своим прошлым.
То, что является удивительным в этом фильме , так это размышление над тем “Что есть Истина?” и каково ее предназначение в нашей человеческой жизни. Хелен Миррен, сыгравшая главную героиню фильма Рэйчел Сингер является олицетворением того что значит жить во лжи и какие последствия это имеет. Нужно сказать, что то, что произошло с героями фильма было конечно же, не злым намерением, а “ложью во благо”. Но вот здесь-то нам и предстоит задуматься, насколько это допустимо, если вообще допустимо. Это касается и нашей личной жизни, или жизни политической и экономической. Фильм задает каждому из нас вопрос: “какие средства даже ради самой благой цели”. Вопрос, конечно же не новый, но вот задать его сегодня мне кажется актуальным. Так что речь не идет просто о наказании военного преступника. Все немного, или все гораздо сложнее.
Рейчел Сингер в одном из эпизодов говорит, что нам невозможно вернуться в прошлое. Но именно это ей и предстоит сделать, и в какой то степени это приглашение и каждому из нас лично, да и в целом обществу в котором мы живем.
“Моя героиня несет в себе Память, Гнев и Страсть [Холокоста] — именно так определила Хелен Миррен роль Рейчел Сигнер. Как мне кажется, это касается не только Холокоста, но именно это не оправдываемое зло позволяет нам задуматься о том, что недопустимо, если мы хотим остаться людьми.
К сожалению, во французском и русском коммерческом прокате в переводе названия это было утеряно. “Дело Рэйчел Сигнер” по-французски или “Расплата” по-русски — может ли это заинтересовать? Честно говоря, не знаю. А фильм того заслуживает.
о. Эдуард Шатов, АА