Путь катехумена

Отвечая богатому юноше, Иисус говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19, 17). Тем самым Он показывает, что никоим образом не отрицает заповедей Ветхого Завета, но видит в них источник жизни.

Слово «декалог» означает «десятословие», «десять слов», которые Бог обратил к своему народу на святой горе Хорив. Понять их можно лишь в контексте Исхода, то есть освобождения Израиля из земли рабства. Так что заповеди – это прежде всего путь жизни, путь освобождения от рабства греху. Они начинаются словами: «Я – Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Исх 20, 2).

Иисус утверждает, что все заповеди следует понимать в свете двух главных – любви к Богу и ближнему. Поэтому традиционно считается, что первые три заповеди касаются любви к Богу, а остальные семь – любви к ближнему. Однако важно осознать, что все десять заповедей являют собой нераздельное целое. Каждое «слово» отсылает ко всем остальным. Нарушить одну заповедь значит каким-то образом преступить их все.
Нужно сказать, что десять заповедей – выражение так называемого «естественного закона», запечатленного Богом в сердце человека. Этот закон познается разумом, но поскольку наш разум помрачен грехом, Бог Сам заново открывает его человеку.

Первая заповедь: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Она призывает человека поклоняться только Единому истинному Богу, то есть признать Его Творцом и Спасителем. Эта заповедь действует, освобождая нас, потому что поклонение Богу избавляет от замкнутости на себе, от всякой формы идолопоклонства и служения вещам мира сего. Она предлагает нам путь счастья. Поклонение Богу может принимать разные формы: это молитва, духовные жертвы, обеты, в том числе монашеские и т.д. Однако существуют и ложные пути, ведущие в тупик: это суеверия (то есть придание магического смысла некоторым событиям, молитвам или практикам), идолопоклонство (стремление поставить материальное на ненадлежащее ему место или «сотворить Бога по образу нашему»), магия и гадания, атеизм (в основе которого лежит неверное представление о человеке).

Вторая заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Нам следует почитать имя Божие, потому что оно свято, и Бог открывается прежде всего в Своем имени. Каждая молитва начинается с произнесения имени Отца, Сына и Святого Духа. Вторая заповедь запрещает всякое недолжное использование имени Божия: богохульство, ложные клятвы (призывающие Бога в свидетели лжи), клятвопреступления, проклятия. В более общем смысле эта заповедь побуждает нас уважать всякое имя, потому что Бог зовет по имени каждого человека. Это предостережение от того, чтобы говорить легкомысленно и безответственно о духовных ценностях, не будучи готовым быть им верным, невзирая на обстоятельства.

Третья заповедь: «Помни праздничные дни, чтобы чтить их». Эта заповедь – призыв почитать день Господень. Для христианина он означает три вещи. Первое – преемство субботы, седьмого дня, когда по сотворении мира Бог почил после трудов Своих. Второе – воспоминание об освобождении Израиля из египетского рабства. И третье – Воскресение Христа означает для нас освобождение от всякого рабства. Однако для христиан воскресенье – прежде всего первый день недели, когда Христос воскрес, день нового творения и истинное исполнение субботы. Это самый «евхаристический» день недели, когда мы совершаем воспоминание Страстей и Воскресения Христа. В этот же день Господь послал апостолам Духа Святого, поэтому воскресенье – еще и день Святого Духа, который христиане отмечают, творя дела любви. Наконец, воскресенье называют восьмым днем, то есть днем, который находится уже вне времени и напоминает нам о жизни вечной.

Четвертая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою». Если мы посмотрим на порядок заповедей, то заметим, что сразу после заповедей, касающихся Бога, следует заповедь о почитании родителей и всех, кто облечен авторитетом. В нравственном богословии почитание родителей относится к добродетелям благочестия. Это не значит, что следует всегда безусловно слушаться и подчиняться родителям. Это значит, что мы перед ними в долгу, каковы бы ни были их заслуги. Эта заповедь распространяется также на отношение христианина к своему отечеству, перед которым мы также в долгу. Долг христиан – трудиться, сотрудничая со светскими властями ради устроения общества. Но когда предписания властей вступают в конфликт с требованиями Евангелия и христианской совести, мы не имеем права их исполнять.

Пятая заповедь: «Не убивай». Она напоминает, что всякая человеческая жизнь с самого ее зачатия и до естественной смерти священна. Ведь человек был создан по образу Божию. Человекоубийство противоречит не только достоинству личности, но и святости Творца. В наше время эта заповедь особенно актуальна, когда речь идет о начале и конце жизни, поскольку нам известно, какое распространение получили аборты, манипуляции с человеческими эмбрионами и эвтаназия. Также самоубийство противоречит любви к себе, ближнему и Богу, хотя часто ответственность за самоубийство смягчается различными обстоятельствами (чрезмерное страдание, безысходность, психические нарушения). Церковь надеется на спасение даже людей, лишивших себя жизни, и молится о них. Запрет на убийство не исключает возможности защищаться от агрессора (то есть права на законную самооборону), хотя и без намерения повредить ему. В национальном масштабе это право означает возможность справедливой освободительной войны. Однако христиане должны быть, прежде всего, миротворцами. В этом смысле заповедь означает также запрет на ненависть, гнев и месть.

Шестая заповедь: «Не прелюбодействуй». Эта заповедь – призыв к целомудрию, который касается всех христиан. Все крещенные призваны вести жизнь чистую, каждый соответственно своему состоянию жизни (женатого, одинокого, монаха и пр.). Целомудрие означает признание единства и цельности человеческой личности, то есть нераздельности души и тела. Оно предполагает признание достоинства человека и Божественного происхождения человеческого пола и сексуальности, которая охватывает все аспекты личности человека. Это значит, что мы должны, прежде всего, признавать свою принадлежность к определенному полу: Бог создал мужчину и женщину. Поэтому сексуальность предназначена для союза любви между мужчиной и женщиной. Нарушения этой заповеди очень часто упоминаются в Библии. Среди грехов, тяжко нарушающих заповедь целомудрия, можно назвать мастурбацию, порнографию, проституцию, изнасилование. Гомосексуальные отношения, которые следует отличать от тенденций и склонностей, также противоречат целомудрию. Супружеский союз в христианстве предполагает верность, поэтому измена и прелюбодеяние являются тяжкой раной супружеской любви.

Седьмая заповедь: «Не кради». Эта заповедь не просто запрещает кражу, но и требует справедливого отношения к благам ближнего и распоряжения земными благами вообще. Социальное учение Церкви утверждает, что блага земные предназначены для всех. Эта установка называется принципом универсального предназначения благ. Тем не менее, она совместима с понятием частной собственности. В более широком смысле она означает, что Церковь ставит в центр всякой социальной и экономической деятельности человека, а значит, всякое подлинное развитие должно быть, прежде всего, на пользу человеку. В еще более широком смысле эта заповедь призывает уважать сотворенный мир. Человеку следует ответственно использовать природные дары и блага.

Восьмая заповедь: «Не лги» или «не лжесвидетельствуй». Это призыв жить в правде и свидетельствовать об истине. Он предостерегает от двоемыслия, притворства и лицемерия, а также предполагает уважение к чести и доброму имени другого, то есть запрещает злословие и клевету. Разумеется, эта заповедь запрещает ложь, то есть намеренный обман ближнего. В социальном масштабе она предполагает право на истинную информацию.

Девятая заповедь: «Не пожелай жены ближнего твоего». Она предостерегает против плотского вожделения. Борьба с похотью требует очищения сердца, а для него необходимы молитва, чистота взгляда и помыслов. Эта заповедь призывает к стыдливости, без которой невозможно воздержание и которой охраняется тайна частной жизни.

Десятая заповедь: «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Эта заповедь дополняет предыдущую. Она предполагает отказ от алчности, корыстолюбия и зависти, рождающих желание присвоить чужое. Это призыв к отрешенности от богатств всякого рода (в том числе и духовных), без которой невозможно войти в Царство Божие. Это призыв исполнить первую заповедь Блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Исх 20, 1-17
И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Лк 10, 25-37
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Молитва: Псалом 119 (118), 1-16

Блаженны непорочные в пути,
ходящие в законе Господнем.

Блаженны хранящие откровения Его,
всем сердцем ищущие Его.

Они не делают беззакония,
ходят путями Его.

Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.
О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

Тогда я не постыдился бы,
взирая на все заповеди Твои:

я славил бы Тебя в правоте сердца,
поучаясь судам правды Твоей.

Буду хранить уставы Твои;
не оставляй меня совсем.

Как юноше содержать в чистоте путь свой?
— Хранением себя по слову Твоему.

Всем сердцем моим ищу Тебя;
не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

В сердце моем сокрыл я слово Твое,
чтобы не грешить пред Тобою.

Благословен Ты, Господи!
научи меня уставам Твоим.

Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.
На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

О заповедях Твоих размышляю,
и взираю на пути Твои.

Уставами Твоими утешаюсь,
не забываю слова Твоего.

Библейский текст для самостоятельного размышления

Мф 5, 17. 21-48
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Вопрос для размышления: В чем разница между заповедями Божиими и человеческими законами?

Традиция Церкви о заповедях

Святой Иоанн Мария Вианней. Проповедь в 17-е воскресенье по Пятидесятнице.

Если мы спросим ребенка: В чем должна выражаться любовь к ближнему? – то он ответит: любовь к Богу в том, чтобы мы любили Его больше нашего имущества, здоровья, доброго имени и даже жизни; а любовь к ближнему должна проявляться в том, что мы любим его, как самого себя, то есть желаем ему такого же добра, как самому себе; только тогда мы будем иметь любовь к ближнему, без которой не может быть надежды на Царство Небесное и на дружбу Божию.

Но что значит слово «ближний»? Очень просто. Это свойство распространяется на всех, также и на тех, кто нам сделал зло, повредил нашему доброму имени, оклеветал нас и нанес нам какой-нибудь ущерб, и даже на тех, кто, может быть, пытался лишить нас жизни. Мы должны их любить, как самих себя, и желать им такого же добра, как желаем самим себе. Нам не только запрещено желать им зла, но мы еще должны оказывать им услуги всякий раз – когда им это надо и когда мы можем. Мы должны радоваться их успехам, сожалеть, когда с ними случается какое-нибудь несчастье, защищать их, если о них говорят плохое, рассказывать о том добром, что мы о них знаем, не избегать их общества, а даже предпочитать говорить с ними, а не с теми, кто нам оказал услугу: вот как мы должны любить наших ближних по заповеди Божией. Если мы поступаем иначе, мы можем утверждать, что мы не любим ни своего ближнего, ни Господа Бога: мы плохие христиане.

Но как можно узнать, – спросите вы меня, – обладает ли человек этой прекрасной и драгоценной добродетелью, без которой наша вера только тень? Во-первых, братья мои, человек, любящий своих ближних, не бывает гордым; он не стремится возвышаться над другими людьми; он никогда не станет порицать их поведения; он не любит говорить о том, что они делают. Человек, любящий своих ближних, не ищет причин, побудивших другого человека действовать; он никогда не считает, что поступает лучше, чем другие, никогда не ставит себя выше своего ближнего; напротив, он считает, что другие люди всегда поступают лучше его. Он не обижается, если ему предпочитают его ближнего; если его презирают, то он все же доволен, потому что считает себя заслуживающим еще большего презрения. Человек, любящий своих ближних, старается по возможности не огорчать других людей, ибо любовь к ближнему – царская мантия, скрывающая недостатки наших братьев и никогда не позволяющая думать, что мы лучше их.

Итак, видите, братья мои, для того, чтобы любить Господа Бога и ближнего, не нужно быть ни ученым, ни богатым человеком; нужно лишь стараться угодить Богу во всем, что мы делаем; делать всем добро…

Оставьте комментарий