Адвент

В соответствии с новым литургическим календарем (1969) Адвент — период подготовки к Рождеству Христову — начинается с первой вечерни I Воскресенья Адвента, которое выпадает между 28 ноября и 3 декабря. В этом году мы вступаем в Адвент в первое воскресенье декабря. Адвент завершается первой вечерней Рождества.

Свидетельства о существовании Адвента мы находим не в Риме, а в Галлии и Испании второй половины IV века. В Liber officiorum, приписываемой Иларию Пиктавийскому, существует упоминание о времени поста перед празднованием Рождества. В Галлии Адвент формировался под влиянием проповеди ирландских и шотландских миссионеров, которые особое внимание уделяли теме Второго Пришествия Христа во славе. Таким образом, Адвент стал восприниматься и как подготовка ко Второму Пришествию.

Особую роль в формировании Адвента в Римской Церкви сыграл требник Григория Великого (†604). Он содержит чин молитв на 4 воскресенья Адвента, который воспринимается исключительно как подготовка к Рождеству. Только к XII веку под влиянием галлийской литургии Рим начинает воспринимать Адвент и как подготовку ко Второму Пришествию.

Сейчас Адвент является периодом подготовки к Рождеству Христову, в котором мы воспоминаем первое Пришествие Сына Божия в мир. Одновременно Адвент — это и подготовка души к ожиданию Его Второго Пришествия во славе. В обоих случаях Адвент — это время радостного ожидания.

Первые две недели Адвента ставят акцент на Второе Пришествие Христа, а с 17 по 24 декабря взор верующих обращается к Рождеству Христа в Вифлееме. Каждый день второй части Адвента имеет свою префацию.

В Адвент мы ждем того, что “уже есть” (III Воскресенье Адвента). Знаком этого присутствия является проповедь Евангелия бедным, чудеса, совершаемые Иисусом (множество чтений об исцелениях), рассказ о Брачной Вечере Агнца. Литургия Адвента пронизана радостью ожидания вместе с Марией Господа. Чтения освещают основные этапы истории спасения, в которых Христос открывается как тот, кто осуществляет все Божественные обетования и уже сейчас дает нам участвовать в Его блаженстве. Это требует от нас бодрствования и отречения от дел тьмы.

С 17 по 24 декабря в литургии появляются так называемые антифоны “О” (по первому слову песнопений). Они имеют римское происхождение и исполняются перед Песней Богородицы (Magnificat) на вечерне. Все они обладают торжественным характером и наполнены ожиданием Мессии и библейскими образами и аллюзиями.

Утренние Мессы во время Адвента называются Рораты (по первому слову входного песнопения  Кропите небеса свыше). Они особо подчеркивают то, что во время Адвента христиане вместе с Марией ожидают пришествия Спасителя.

Оставьте комментарий