Игорь Торик: «Мы можем подтвердить историчность библейских событий»

Есть ли следы Бога в Израиле, подтверждающие истинность библейских повествований?

Я отвечу двояко. Когда я впервые приехал в Израиль, а это было 20 лет тому назад, то обнаружил следы Бога в себе. Наверное, самый главный след, который может быть, это ощущение близости к Небесам этой земли как таковой. Иерусалима, прежде всего. 20 лет живя в Иерусалиме, я 20 лет спохватываюсь: неужели я здесь, неужели я близко к Небу?! Но это ответ обывателя.

Ответ профессионала. Как мы прекрасно знаем, не существует доказательств Бога. Говоря о Библии, мы говорим, о ее нескольких измерениях. Религиозное измерение недоказуемо,  потому что вопрос веры и вопрос знания не пересекаются. Они и не должны пересекаться. Вопрос веры – это внутренняя сущность человека, вопрос знания – это вопрос науки. Вера не требует научных доказательств, точно также как наука не требует подтверждения верой.

Тем не менее, библейские исторические события находят многочисленные подтверждения в археологии. В особенности за последние 30-40 лет было сделано невероятное количество археологических открытий, подтверждающих историчность Библии.

Существуют различные исторические школы, в том числе и в Израиле, которые отрицают историчность Библии. Однако, это как правило либо политический заказ, либо отсталый взгляд на науку.

Сегодня мы можем частично подтверждать историчность некоторых библейских событий со времен книги Иисуса Навина. Это очень серьезно. Говорить об историчности книги Иисуса Навина еще лет 10-15 тому назад было смешно. Так же как сегодня смешно говорить об историчности Торы (Пятикнижия Моисеева), книги Исхода. У нас нет ни малейших доказательств пребывания евреев в Египте и их Исхода оттуда.  Но следы прихода в Землю Обетованную возможно уже найдены.

gilgal

Несколько лет назад в районе Западного берега реки Иордан археологи нашли ряд сооружений, которые первоначально назвали «сандалиями». Поскольку это каменный забор, который имеет форму сандалии. Пяточка и передняя часть. В маленьком кругу – в пяточке – сложен круглый помост, что-то типа жертвенника. В районе этого жертвенника найдено большое количество костей жертвенных животных, все они кошерные, т.е. годные для еврейских ритуальных приношений. Датируются они  временем Иисуса Навина. Примерно XIII век до н.э.

Если вы помните, в Библии есть такой фрагмент описывающий, что когда Иисус Навин с народом переходит речку Иордан, они становятся лагерем в Гильгале. Слово «гильгаль» — гальгаль – колесо, круг. Существует предположение, что это и есть те самые колеса. Их несколько – 12 или 14. Находятся они между Иерихоном и мостом Адама. Есть два варианта локализации места перехода реки Иордан, евреями под предводительством Иисуса Навина. Один у моста Аленби, второй у моста Адама. Как раз в этом районе располагаются найденные «гильгали», недалеко от горы Сартаба. Это фактически подтверждение того, что по крайне мере в период Иисуса Навина здесь появляется народ с библейской культурой, еврейской культурой.

Я уже не говорю о том, что в определенных местах найдены следы пожаров, времен Иисуса Навина, говорящих о захвате этой земли. Найден слой в Шило, там где стояла первая Скиния Завета. В одном из псалмов есть такая фраза, и покинул Господь скинию в Шило и поселился в Адаме. В синодальном переводе она звучит несколько иначе: «отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками». (Пс 77, 60). Эта фраза всегда трактовалась — Адам на иврите человек – что Бог покинул Скинию в шило и поселился в каждом из нас. Так вот.  Оказывается, имеется в виду географическое название Адам, вот тот самый мост Адам, где найден самый большой гильгаль с еврейским жертвенником.

Есть ли следы времен Давида, присутствия евреев в Иерусалиме? Есть ученые, которые подвергают сомнению историчность этого персонажа.

Археология у нас политизирована, арабы утверждают, что евреев здесь в те времена не было. Но это не так. Даже самые проарабские археологи не могут отрицать, присутствие здесь евреев. Они просто стараются уменьшить их число. Они говорят не о большом городе Иерусалиме, а о маленькой населенном пункте. Следы присутствия евреев здесь есть. Безусловно и однозначно.

Относительно недавно под Иерусалимом нашли еврейский алфавит, который относится к тому периоду. Камень, на котором выбит алфавит буква за буквой.

Действительно, до 1993 года скептики, к которым относилась большая часть археологов, считали, что царь Давид это собирательный образ, что на самом деле такого царя не было. Но вот в  Тель Дане обнаружили стелу с упоминанием царя Давида, которое фактически является физическим доказательством его существования этого царя.

Недавняя находка дворца Давида Эйлат Мазар вызывает громаднейшие споры среди археологов. Некоторые пытаются разбить ее доводы, считая, что она пытается выдать за дворец царя Давида то, что не доказательно. Однако, надо сказать, что Эйлат Мазар неполитизированный археолог. Она принадлежит  к древнейшей, если так можно говорить об израильской археологии, семье археологов. Ее дед и дядя были основателями израильской археологии. Она человек объективный. То, что она нашла очень похоже на дворец царя Давида. В археологии очень редко бывают стопроцентные  доказательства, но есть ряд параметров по которым можно судить методом исключения.

gorod davida

А каким образам Эйлат Мазар идентифицировать несколько камней периодом царя Давида, а уж тем более идентифицировать их как дворец царя Давида?

Прежде всего, место. Сооружение, которое она нашла – большое каменно здание, пристроенное к северным воротам древнего Иевуса. Из Библии мы знаем, что царь Давид пристроил свой дворец к серверной стене Иевуса. Здание это грандиозное, явно царского пошиба. Нам известно, что последующие цари, в том числе царь Соломон, посчитав что отцовский дворец для него коротковат, построил себе значительно более шикарное здание, ближе к Храмовой горе. В этом же месте никто кроме Давида  грандиозных сооружений не строил.

Определение времени производится по керамической стратиграфии.  Это подтверждается различными другими методами, и химическими, и физическими, и радиоуглеродными… Однако, керамика считается основным, базовым методом.

Там была найдена керамика Х века до нашей эры, т.е. периода царя Давида. Тут есть небольшая тонкость, дело в том, что керамика Х века и керамика IX века практически не отличаются друг от друга. Поэтому те, кто критикуют Мазар, утверждают, что это керамика IX века, т.е. времен царя Соломона и позже… Соответственно это сооружение не может быть дворцом царя Давида. Но, во-первых, никто там больше не строил! Возникает вопрос, а кто, по-вашему, это построил? Если это не Х-й век. И почему вы решили, что это керамика IХ , а не Х века?!

Безусловно – это не стопроцентное  доказательство. Но это то, что найденное очень похоже на дворец царя Давида и сложно представить, что там было что-то другое.

Тут ровно та же история, которая произошла год спустя с находкой могилы Ирода Великого. На которой нет надписи «царь Ирод Великий, тот самый который убивал младенцев». Ни одной буквы нет. Тем не менее, по ряду внешних признаков ясно, что речь идет именно о могиле Ирода.

Это событие было революционным. Многие, т.к. не была найдена могила Ирода, ставили под сомнение историчность книги Иосифа Флавия, информацию и об Ироде и, соответственно, о многом другом, рассказанном им.

В археологии неверно говорить: «Если мы не нашли – значит не было». Можем не найти по миллионам причин. Отсутствие археологических находок  – это не значит отсутствие явления в истории. Это значит, что мы просто не нашли. Так же как это было с Иерихоном. Тот знаменитый слой времен библейских иерихонских труб, не существует. Его смыло весенними половодьями. Сохранились только более древние слои. Те же слои просто смыло…

Есть ли еще места, прикоснувшись к которым можем сказать, что они свидетели Божественного присутствия?

Десятки, сотни таких мест. Но еще раз хотел бы разделить исторические и божественные события. Если найдем скрижали завета и выясним, что они написаны огненным пальцем Бога (правда, не знаю как это можно научно выяснить?), то мы сможем говорить про то, что это дело божественное. Мы же говорим о делах человеческих. Дворец Давида, ступени храма, по которым ходил Иисус, если он существовал. Он не мог по ним не ходить… Мы можем говорить об историчности человеческих деяний, но не божественного присутствия.

Вы упомянули Храмовую гору. Для многих загадка, где находилась Святая святых?

Нет, это политизированные скептики. Мы отлично представляем себе, где находилась Святая святых. Это очевидно. Там, где расположен краеугольный камень. Это то место, где находится сегодня Золотой купол, Наскальный купол. То, что неграмотные люди называют мечетью Омара. Это не мечеть, и не Омар ее построил… Очевидно это то самое место.

Считается  что на этом месте, или около него, было жертвоприношение Исаака, одно из центральных событий Ветхого Завета. На этом том же месте Давид поставил Ковчег завета. Там была святая святых. Где проходила внешняя стена, при Соломоне мы не знаем.

Проблема исходит из религиозной части евреев. Как мы знаем на территорию Святая святых нельзя входить и они вообще не заходят на Храмовую гору, чтобы случайно не наступить на запретную территорию. Но это тот случай про которой говорят: «Заставь дурака Богу молиться он себе лоб расшибет». Мы достаточно хорошо представляем себе, где была Святая святых.

tample

Говорят, камень этот  не так-то прост…

Под ним есть пещера, которую еврейская традиция считает могилой Адама, также считали первоначально и христиане. Считали так и мусульмане. Эта пещера исследовалась. Утверждают, что там есть какое-то захоронение, но не известно,  какого оно периода и кто конкретно там погребен.

На самом камне есть отпечатки. Один из отпечатков бы вырублен и перенесен на Масличную гору в капеллу Вознесения с утверждением, что это отпечаток ноги возносящегося Иисуса. Мусульмане утверждают, что оставшийся второй отпечаток на этом камне – след возносящегося  Магомета. Как спросил один турист: «У Вас что, космодром тут?».

До 2000 года туда можно было войти.  Теперь запрещено. Это политика, которой всегда мешала наука, в том числе и археология. Потому что политике всегда мешала правда, а археология говорит правду. Правду же  слушать не хочется. Причем всегда и со всех сторон.

А где Голгофа? Там где Храм Гроба Господня  или где, так называемая Голгофа Гордона? Может есть и  другие версии локализации? Какая из них правильная?

Мне известно более 7 вариантов локализации. Наиболее соответствующий описанию Нового Завета – это вариант «Мастера и Маргариты». Булгаков описывает достаточно подробно и точно пусть Иисуса. И в соответствии с Новым Заветом и более того в соответствии с реальным рельефом местности. Что интересно, Булгаков никогда не был в Иерусалиме!

Но насколько я знаю, он использовал книгу Маккавейского «Археология страданий Иисуса Христа»…

У него была большая библиотека. Отец Михаила увлекался библиистикой. У него было много отчетов и карт. Булгаков имел различные материалы, но сам воочию не видел.

Видно, если читать Новый Завет, что Иисуса вели достаточно далеко, вывели за пределы городских стен. Храм Гроба Господня находится внутри города. На той территории, где находились богатые жилые дома, элитный квартал, как мы бы сказали. И сложно себе представить казни посреди элитного квартала. Понятно, что его вывели за пределы города, достаточно далеко.

Если следовать версии по Булгакову, то получается, что казнили Иисуса на территории Нового города, примерно в районе  современной площади Давидки. На которой стоит памятник легендарной пушке времен войны за Независимость. Там действительно есть некоторое возвышение. Понятно, что современная застройка многое нивелировала, тем не менее там виден некоторый подъем.

xram

Но ведь под Храмом Гроба Господня находили захоронения, значит, он был вне города, разве там могли быть элитные постройки?

Были захоронения. Но казнь и захоронения – это разные вещи. Захоронения могли быть сделаны  быть на 50-100 лет раньше,  до того как начали строить элитные дома. Ведь сегодня элитные кварталы Москвы и Питера порой строятся на бывших кладбищах.

То есть это не мешало и в те времена?

Если знали, то могло и помешать. Коэны – священники — не могут появляться на  кладбищах, есть такие ограничения. Но  могли и не знать.

А чем вам не угодила Голгофа Гордона? Там есть и сад, и камень закрывающий гроб. Все согласно Библии…

Двумя вещами. То, что показывается как могила Иисуса, не может быть гробницей I века. Это вообще не гробница – это техническое сооружение. Оно использовалось как гробница значительно позже. Там явно система отжима оливок, сбора воды… Так же как и в церкви Всех наций, где на камень, который находится в алтарной части видны следы стоков масла. В этой гробнице они тоже сохранились. Более того там, в те времена был город. Еще один из Мазаров нашел так называемую Третью стену города – внешнюю северную стену Иерусалима времен Ирода, которая находится много севернее Гордоновой Голгофы.

А где в Иерусалиме сохранились места, про которые мы можем определенно сказать, что там  был Иисус?

Ну, если считать, что он был на Масличной горе, то это Гефсиманский сад, но это собственно вся западная поверхность Масличной горы. Овечий бассейн, который называется Вифезда, Силоамская купель — ступени, которые там сохранились иродиаского периода.

Что еще мы можем ожидать от археологов. Нецер копал лет 20 в надежде найти могилу Ирода. Он добился своего. Каких еще открытий мы можем  ожидать от неисчерпаемой земли Израиля?

Сенсация и на то, и есть сенсация, чтобы быть неожиданной. Тем не менее, сейчас ведутся раскопки около дворцового комплекса царя Соломона. Их ведет Эйлат Мазар. Она уже объявила, что нашла часть построек времен царя Соломона.

Это очень любопытно. Даже те крайние исторические школы, которые смирились с существование царя Давида, считали, что Соломона не было. Потому что сей поры не найдено никаких археологических доказательств существования этого царя. Есть лишь исторические доказательства существования его сына. Отец есть, сын есть, а самого Соломона нет. Было бы любопытно каким-то образом подтвердить существование этого царя.

Сегодня, к сожалению, раскопок ведется не очень много. Все дело в финансировании. Во всем мире сейчас все хуже дела обстоят с безопасностью и деньги на  ее обеспечение забираются из других областей, в т.ч. в археологии. Сегодня работает в десять раз меньше археологических экспедиций, чем несколько лет тому назад.

torik

Рассказывали, что нашли ящик с надписью, что в нем  лежит Иисус, сын Марии и Иосифа.

Этот ящик  для костей называется оссуарий. Я не знакомился с этой находкой близко, я не знаю: подделка это или нет. Скорее всего, нет. Но вопрос, что найдя подобный ящик здесь в России, с надписью  «Вася и Петя» — вряд ли будут основания утверждать, что это захоронение Чапаева и Петьки. Потому что Вась и Петь в России много, так же как в Израиле в те времена Иисусов, Иосифов и Марий.

Я читал, что сочетание этих имен было крайне редким, практически невозможно было найти еще одну семью с такими именами…

Чушь! Вася, Петя и Света. Самые распространенные имена! Вот когда нашли оссуарий с именем Иосиф бен Каифа, с большой вероятностью предположили, что речь идет о библейском Каифе, поскольку кроме имени есть и фамилия. И это более достоверно.

Какие еще библейские персонажи подтверждает археология?

В городе Давида, в 70-х годах при раскопках Игаля Шило был найден т.н. Дом булл. Буллы – это цилиндрические печати, с негативным изображением, которые смачивали в чернилах, прокатывали и получалась прямоугольная печатка. Это дом, который служил архивом для старых печатей, вышедших из употребления. Там нашли несколько булл с именами… В частности с именем Гемарияху бен Шафана. Имен, которые употребляются в ближайшем окружении пророка Иеремии. В частности Гемарияху бен Шафан был личным секретарем Иеремии. И это тоже своего рода, в какой-то степени, доказательство существования Иеремии. Поскольку существование 3-х людей из его окружения, которые с ним работали, общались с ним и упоминаются в Библии.

А не может быть просто совпадение?

Может, но тут-то не только имена, но и фамилии. Но совпадение может быть. Стопроцентные доказательства в археологии редко бывают. Но есть косвенное подтверждение существования человека, который был личным секретарем Иеремии.

Если вокруг имена реальные, возможно и то имя реально. Есть различные косвенные доказательства существования вокруг Иисуса.  А вот самого доказательства существования Иисуса нет ни одного. Ни малейшего! Есть Понтий Пилат, есть Каифа, есть Иоанн Креститель… Иисуса нет.

torik

Почему?

Таковы гримасы истории. Это значит, что мы не нашли. Однако существование имен вокруг может говорить об историческом существовании персонажа по имени Иисус.

Дело в том, что, как я уже говорил,  не надо смешивать веру и знания. Вера это одно, а наука другое. Нет смысла смешивать. Доказательством Бога, самым серьезным аргументом, является красота этого мира.

А почему Израиль называют «Пятым Евангелием»?

Потому что она рассказывает о библейских временах больше, чем все Евангелия вместе взятые! Каждому  по-своему. Кто-то приходит в Иерусалим и его поднимает к небу. Как это было со мной. Есть даже такое понятие – иерусалимский синдром. Это когда у людей  «едет крыша» от ощущения святости места. В какой-то степени, он есть и у меня есть. Я, человек циничный и прагматичный, не ожидал, что попав в этот город на столько в него влюблюсь и получу ощущение, что это мое место.


Беседовал Михаил Фатеев

Оставьте комментарий