Трудно удержаться от старой метафоры и не сравнить это замечательное время обращения с блаженным состоянием влюбленности, когда избранник видится непременно прекрасным принцем, равных которому никто и никогда не видел (и пусть злобные окружающие пытаются доказать, что объективно ваш возлюбленный является счастливым обладателем пары оттопыренных ушей, трех сотен веснушек на выдающемся носу и единственного парадного пиджака в синюю полоску). Затем проходит время… и вы начинаете видеть и веснушки, и уши, и нос, и еще много других мелочей, о которых не подозревали раньше, но одновременно понимаете, что жить без этого ушастого чуда не можете.
Нет-нет, я ни в коем случае не помышляла сравнивать Церковь и описанного выше несуразного молодого человека. Но и в отношениях с Нею наступает момент, когда мы начинаем видеть не только величие праздников, чинность процессий и преображенные молитвой лица, но и самые разнообразные «веснушки». Благовонный дым кадила слегка рассеивается, и приходится признаваться себе: далеко не все обстоит так, как нам хотелось бы или казалось. А потом проходит еще время, мы смиряемся и стараемся просто любить эти забавные мелочи, начиная от длинных проповедей и заканчивая бормотанием соседа по скамье.
И здесь подкрадывается, на мой взгляд, самая опасная опасность и любви, и церковной жизни. Мы привыкаем, что в нашей жизни есть Бог, Церковь, община. Само по себе это просто замечательно: Господь и Его сверхъестественная реальность так прочно входит в нашу жизнь, что Его присутствие становится совершенно естественным! Ну правда, как же можно жить без Бога? Совершенно никак нельзя!
Но можно привыкнуть настолько, что постепенно перестать искать, смотреть, видеть.
Очень легко «привыкнуть» к Мессе, особенно если часто посещаешь храм, если с момента первой «влюбленности» прошло много лет. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и потом сразу «Идите с миром, Месса совершилась». Но все-таки, несмотря на в разной степени солидный стаж совместной жизни с Богом, хочется полнее проживать время литургии, это время особого Его присутствия среди нас.
Предлагаемые Вашему вниманию последующие скромные очерки – не претендующие ни на исчерпывающую полноту освещения предмета, ни на какую-либо богословскую оригинальность — являются лишь попыткой чуть более внимательно рассмотреть все «части» литургического «тела». Чтобы вопреки всем нашим оттопыренным ушам, невыводимым веснушкам и нелепым пиджакам в полоску учиться смотреть на вечно нового, вечно прекрасного и неизменно любящего Жениха.
Анастасия Паламарчук