Благодаря археологическим исследованиями под руководством о.Белларимино Багатти OFM, проведенным в 1972 году, мы можем сказать, что Гроб Марии принадлежал к могильному комплексу I века н.э., состоявшему из трех пещер.
Это место было почитаемо издревле. Несколько письменных источников второй половины IV века указывают, что Приснодева была погребена в Иерусалиме в Гефсимании. В труде паломника из Армении, датируемого V веком, сообщается, что он посетил «гробницу Богородицы в Иосафатовой долине». Однако первая небольшая церковь была возведена здесь лишь после Халкидонского Собора, при Иерусалимском патриархе Ювеналии (422-458). Подобно тому, как это было сделано в Храме Гроба Господня, гроб Марии был отделен от других гробов и переделан в часовню, оказавшуюся в центре построенной святыни. Затем во времена императора Маврикия (582-602) была построена верхняя церковь.
К моменту прихода в эти края крестоносцев верхний храм был разрушен мусульманами. Примерно в 1130 году святыня на этом месте была полностью восстановлена. Она, как и прежде, сохраняла разделение на верхний и нижний храмы. Еще раньше Готфрид Бульонский (1060 — 1100), правитель Иерусалимского королевства, отдал эту святыню бенедиктинским монахам из Клюни. Возведенный ими монастырь назывался аббатство святой Марии в Иосафатовой долине. Руины этого монастыря, представлявшего собой подобие крепости, были случайно обнаружены в 1937 году.
В 1187 году, после разрушения Саладином монастыря и верхней церкви (камни из которых пошли на строительство городских стен), крипту сохранили, т.к. мусульмане почитали Мариам мать Исы. Фасад и ступени, ведущие вниз к Гробу Марии, являются одним из лучших примеров мастерства архитекторов времен крестоносцев. Остатки колонн у часовни над Гробом позволяют представить богатство и простоту убранства церкви, известное из описаний паломников.
Во второй половине XIV века мусульмане передали разрушенный храм в ведение францисканцев, которые проводили в нем многочисленные реставрационные работы. Более двухсот лет сыновья святого Франциска заботились о святыне, пока в 1757 году не были выдворены из храма. Церковь была передана православным грекам и армянам. Францисканцам разрешается совершать богослужения в их бывшей святыни лишь три раза в год, в том числе 15 августа. Однако в знак протеста католики не служат здесь месс. Кроме того, проводить здесь богослужения имеют право сирийцы, абиссинцы и копты. Есть и специальное место для мусульман.
Чтобы увидеть гроб Приснодевы необходимо спуститься на несколько метров вниз по 48 широким ступеням и повернуть направо. Сама церковь имеет форму креста, ее центральной частью является мраморная кувуклия (небольшая часовня) с гробом Богородицы. В кувуклии проделаны два входа: северный и западный. С южной стороны устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.
Поднимаясь по ступеням обратно, слева можно уводить часовню святых Иакима и Анны, родителей Девы Марии. Здесь в 1161 году была похоронена королева Иерусалимская Мелисенда, дочка Балдуина I. Традиция приписывает именно ей восстановление церкви на этом месте. Справа находится часовня святого Иосифа, где были похоронены Мария, жена Балдуина III, и Констанция, мать Богемунда III, князя Антиохии.
С правой стороны от входа в церковь расположен узенький коридор, заканчивающийся дверями, через которые можно войти в Гефсиманскую пещеру, в которой согласно одной из традиций, Иуда предал Христа и Он был арестован стражей.
Появившаяся в середине XIX века традиция, связывающая с местом погребения Девы Марии город Эфес, не находит подтверждения в древних источниках.
Михаил Фатеев
Фото автора