Александр Флоренский, один из основателей легендарной ленинградской арт-группы «Митьки», в представлении не нуждается. Его работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и многих других.
Михаил Король, известный иерусалимский гид, автор нескольких поэтических сборников и прекрасных путеводителей «Королевские прогулки по Иерусалиму», уже был гостям нашего храма, рассказывая нам о Храме Гроба Господня.
Кинга «Иерусалимская азбука» представляет собой 33 графические работы Александра Флоренского и столько же небольших стихотворений Михаила Короля о тех или иных достопримечательностях столицы Израиля. Все вошедшие в книгу работы находятся в собрании коллекционера и галериста Кирилла Авелева, который любезно согласился выставить ряд картин в нашем храме во время презентации.
Ниже приводим рассказ Александра Флоренского о том, как появилась на свет эта книга.
КАК МЫ ДЕЛАЛИ ИЕРУСАЛИМСКУЮ АЗБУКУ
В феврале 2010 года я впервые в жизни собрался поехать в Иерусалим. Мой друг и отчасти родственник Александр Петрович Войцеховский сказал мне: «Будешь в Иерусалиме – позвони Мише Королю. Это – лучший гид в Израиле. Он тебе что-нибудь интересное покажет. К тому же он поэт».
И вот я провёл в Иерусалиме весь февраль. Я жил у моей чудесной подруги Риты Гелиной и ее мужа Дани Лихта. Я путешествовал по стране, рисовал картины в мастерской у Анатолия Басина, а также подолгу и всерьёз – как мне казалось – изучал Иерусалим с путеводителем в руках. Среди прочего я позвонил и Мише Королю, как и было велено мне Петровичем. Миша любезно пригласил меня на фирменную «королевскую прогулку» по Иерусалиму, и за несколько часов я узнал о городе столько, что смог потом показать живущей в Иерусалиме уже 20 лет Рите многие неведомые ей прежде места и вещи.
Перед расставанием Миша сказал мне: «А давай сделаем что-нибудь вместе? Книжку какую-нибудь? Вот хотя бы, например, азбуку иерусалимскую? Я стишки напишу, а ты картинки нарисуешь». Я с лёгкостью согласился – ведь я был твёрдо уверен, что на это ему, как и всем нормальным занятым людям, понадобится лет пятнадцать. И, к счастью, не скоро мне ещё придётся садиться за работу…
Но, как выяснилось, я ошибался. В декабре 2010 года Миша прислал мне готовые стихи на каждую букву русского алфавита, причём к некоторым буквам прилагалось даже по несколько стихотворений на выбор. Мало того, это были замечательные стихи! Стало ясно, что так легко мне от своего легкомысленного обещания не отвертеться. Я попытался было тянуть время, задав Мише почти нерешаемую, как мне казалось, задачу: написать стихи на буквы Ё, Й, Ъ, Ы и Ь – но на решение оной нерешаемой задачи ему хватило пары дней. Стало окончательно ясно, что деваться мне некуда, и работать придётся.
Итак, в январе 2011 года на средства петербургского коллекционера Кирилла Авелева и при поддержке самого Михаила Короля в Иерусалим была снаряжена экспедиция, состоящая из меня. Я снова жил у Риты и Дани. Я вновь рассмотрел, сфотографировал и зарисовал все удивительные вещи, имеющие место быть в этом городе. Ежедневно гулял по Иерусалиму—и сам, и с Ритой, и с Лёней Зейгером, и с Мишей Королём – как в уже знакомых мне, так и в совершенно новых местах.
Все эти картинки сделаны прямо там, на месте, в Иерусалиме, в мастерской у Аси Лукиной, куда я ходил работать. Так что их стоит рассматривать, прежде всего, как документ – ну, что-то вроде марокканских дневников Делакруа… Вначале-то я простодушно полагал, что это у меня эскизы, и потом – дома — мне нужно будет нарисовать красивые цветные картинки. Однако в процессе работы, послав по электронной почте несколько рисунков некоторым тонким ценителям изящного –моим друзьям и отчасти родственникам Тине Чхиквишвили, Ольге Флоренской и Татьяне Сергеевой – я получил от них на удивление совпадающие мнения о том, что надо оставить всё так, как оно есть. Так что долго меня уговаривать не пришлось – ну, зачем рисовать ещё что-то, если и так хорошо?
Александр Флоренский