Само название этого вида творчества происходит от английского слова, которое означает «птичье перо». Дело в том, что средневековые монахини, скорее всего, именно перо использовали для накручивания бумажных полосок, из которых и складывались удивительные украшения для икон и реликвариев. Сейчас уже трудно сказать, когда эта техника появилась на свет. Считается, что в Европе ее стали использовать в бедных монастырях и приходах, чтобы заменить дорогую слоновую кость, а также золото и серебро. Некоторые исследователи утверждают, что монахини рубежа XIII-XIV веков просто отрывали от своих Библий и бревиариев золотые полосы, украшавшие края страницы, и скручивали их в причудливые узоры. Другие специалисты по прикладному искусству настаивают на том, что святые жены не могли столь варварски поступать с книгами, которые в те времена сами по себе были большой редкостью и ценностью. Монахини использовали разноцветные кусочки бумаги, оставшиеся после нарезки листов для создания книги. Это была своего рода средневековая вторичная переработка.
Как выглядели самые первые работы мастеров квиллинга в наши дни восстановить уже невозможно. В силу нестойкости материала они не сохранились. Зато оформленные бумажными полосками реликварии и иконы XVII века сохранились в запасниках многих европейских музеев. Именно благодаря им мы можем составить представление о традициях средневекового квиллинга. Хотя глядя на эти произведения искусства трудно поверить, что это бумага, а не какой-нибудь другой материал.
В XIX веке квиллингом в Европе увлекались знатные дамы, а вот в XX веке о нем практически забыли. Начало XXI века принесло и новое возрождение старой техники. Правда, сейчас она все больше используется для создания открыток и различных цветочных панно. Только последние два-три года в интернет-сообществах стали появляться пасхальные яйца, выполненные с использованием этой техники, а также изображения религиозного характера, украшенные спиралями из бумажных полос.
Анна Гольдина