После Реформации католичество вовсе исчезло из этих мест и вновь появилось здесь только незадолго до присоединения Великого княжества Финляндского к Российской империи, когда в Выборге по указу Павла I появился католический храм св. Гиацинта. Но и этот приход первоначально состоял в основном из польских и литовских солдат, служивших в частях, расквартированных в Финляндии. Позже появилась еще одна часовня (а затем и самостоятельный приход) в Терийоки (ныне Зеленогорск). Добавим к этому монашескую общину и приют в Мерентяхти (в несохранившейся деревне Сортавала на Приморском шоссе примерно между нынешними Зеленогорском и Приморском), школу и приют в Выборге, несколько католических групп, разбросанных по перешейку — к примеру, в Кякисалми (ныне Приозерск). Этим малочисленная католическая диаспора Карельского перешейка в довоенное время фактически и ограничивалась. Понятно, что и число священников-католиков служивших здесь было невелико. Тем не менее (а может, отчасти, этому обстоятельству благодаря) многие из них были личностями яркими и примечательными, оставившими заметный след в истории финской епархии и тех мест, в которых им довелось служить. О двух таких священниках, двоюродных братьях Армане и Робере де Калюве, и пойдет речь в этом очерке.
Алтарная роспись храма св. Гиацинта в Выборге, автор Р. де Калюве
Их семья жила на юге Голландии, в области Зеландская Фландрия, в городе Сас-ван-Гент, где они и родились: Арман — в 1911 году, Робер — в 1913-м. Отец Армана — Полидор де Калюве — был младшим братом отца Робера, Анри. После оба они учились в городе Ауденбосх в северном Брабанте: Робер в епископальной учительской семинарии, а Арман — в институте Сен-Луи. Трудно сказать, что могло привести голландца Армана де Калюве к интересу к русской и церковно-славянской культуре — известные нам биографические очерки ничего об этом не сообщают. Можно лишь констатировать факт: в 1932 году Арман решает продолжить свое обучение в Риме, в созданном незадолго до этого (в 1929 году) папой Пием XI иезуитском колледже Collegium Russicum, целью которого было изучать русскую культуру и духовность, а также готовить священников для работы на территории СССР — это учебное заведение появилось, в частности, как реакция на наплыв русских эмигрантов и советскую политику репрессий против церкви. Учились там как католические, так и православные студенты. Робер де Калюве также продолжил свое образование в Риме: первоначально в Григорианском университете, но затем и он перешел в Collegium Russicum, возможно, под влиянием старшего брата. Одним из учителей Робера был знаменитый русский поэт и философ Серебряного века Вячеслав Иванов, после революции принявший католичество и работавший тогда в Восточном институте Ватикана. Кроме прочего, Робер начал изучать здесь иконопись (под руководством известного русского иконописца Пимена Софронова, приглашенного в 1939 году из Риги в Ватикан для участия в выставке христианского искусства) — продолжал он заниматься ею до самой смерти.
Арман и Робер де Калюве во время обучения в Риме.
В 1937 году Арман де Калюве был рукоположен в священники восточного обряда. Он планировал поехать работать в Чехословакию, но этим планам сбыться было не суждено: Чехословакия была оккупирована гитлеровскими войсками.
Во время своего обучения в Риме будущий отец Арман познакомился с о. Адрианом Дееленом, своим соотечественником, служившим в выборгском приходе св. Гиацинта. Последний и устроил переезд о. Армана в Финляндию. Арман предполагал заняться славистикой в Хельсингском университете, с тем, чтобы потом заняться миссионерской деятельностью. Однако епископ Гвиллом Коббен (кстати, также родом из Голландии), глава Апостольского викариата в Финляндии (католическая епархия в Финляндии была учреждена только после войны), решил по-другому: Арман де Калюве отправился в Терийоки в помощь настоятелю териокского прихода о. Адольфу Карлингу. Еще одной целью этого назначения было изучение финского языка о. Арманом — тут Коббен направил нового священника по проторенному пути: сам епископ в двадцатых годах практиковался в финском и шведском языках под руководством Карлинга.
Так на Карельском перешейке (да и во всей Финляндии) появился первый в истории священник греко-католического обряда.
Первая териокская часовня Святого Сердца была основана в 1904 году по инициативе дачников-петербуржцев, в основном — поляков. Именно эти оставшиеся на перешейке после революции дачники, а также осевшие здесь во время Первой мировой войны беженцы из западных губерний Империи, составили териокский приход, получивший самостоятельность в 1927 году. К этому времени общиной уже было приобретено для церкви новое здание — бывшая дача Нечаева. Хотя большинство прихожан составляло, как уже говорилось, польское население Териок, настоятелем прихода был финн Карлинг (Калпа) — первый финский католический священник в новое время.
Католическая церковь Терийоки
В те годы на Карельском перешейке был довольно значительный процент русского населения, действовало несколько православных церквей и монастырей — женский в Линтуле (ныне поселок Огоньки), мужские на Коневце и Валааме. Кроме того в восточных, приладожских районах было большое число православных карел. Очевидно одной из целей служения Армана де Калюве в териокском приходе было налаживание контактов с русским населением и православной церковью.
О. Арман приехал в Терийоки в 1938 году. Приход был разделен на две части: одна осталась в латинском обряде, другая перешла в обряд византийский. Сказывалась ли тут ностальгия эмигрантов по России, или, быть может, энергия и талант нового священника, или, возможно, то обстоятельство, что монсиньор Адольф Карлинг из всех восемнадцати языков, которые он знал, предпочитал на службах финский, который прихожане понимали с трудом, — но греко-католическая часть прихода выросла быстро. Тем не менее, разделение прихода на два обряда прошло без каких-либо эксцессов и трений. Карлинг переехал жить в небольшое имение в деревне Расала (одна из несохранившихся деревень Кивеннапской волости), приезжая в Терийоки только по воскресным дням и сосредоточился, в основном, на деятельности в других частях Карелии.
Приехал Арман де Калюве зимой и поселился в том же доме, где находилась католическая церковь. Условия жизни были весьма тяжелыми. Были трудности с едой и отоплением, на кухне квартиры замерзала вода. Первоначально он прислуживал Карлингу на мессах, читал Евангелие и проповедывал на русском и польском языках. Постепенно о. Арман познакомился с приходом и вскоре лично обустроил часовню византийского обряда — находилась она на первом этаже двухэтажного здания бывшей дачи. Здесь о. Арман служил в 1938-1939 годах — при этом часто в этой маленькой часовне внизу собиралось больше народа, чем собственно в церкви, находившейся на втором этаже. Весной 1939 года в Терийоки переехали ему на помощь две молодые женщины — англичанка Молли Маршалл и эстонка Ольга Мольденке (с последней он познакомился еще в Риме), которые хотя и не были монахинями, но как сестры служили при храме. На одной из фотографий того времени их можно видеть на ступенях церкви вместе с о. Арманом.
На ступенях териокской церкви: еп. Коббен, монс. Хеллригель, о. Шефер и о. Арман де Калуве с Бернадиной Лёфвинг, Молли Маршалл и Ольгой Мольденке
Служение Армана де Калюве в Терийоки принесло ему много друзей, лишь немногие не одобряли, что в «польскую» церковь прислали такого «русского» священника. А «русским» он был даже по внешности — по крайней мере, таким он выглядит на фотографии тех лет.
В 1939 году он покупает дачу около приграничной станции Раяйоки (не существующая ныне станция рядом с Белоостровом, на финской стороне р. Сестры). Участок включал в себя сад, небольшой лесок и маленький песчаный пляж. Дом нуждался в ремонте: требовалось починить крышу и пол. В одной из комнат о. Арман собирался устроить часовню восточного обряда. Однако тут вышел приказ об эвакуации гражданского населения из приграничной полосы в связи с возникшей угрозы войны с Советским Союзом. Арман де Калюве, Молли Маршалл и Ольга Мольденке спрятали все ценное в подвале и уехали в Миккели, в окрестностях которого они арендовали ферму. В последний раз о. Арман приехал в Терийоки в ноябре 1939 года, чтобы забрать отсюда продукты — ягоды, варенья, морковь. Из Терийоки он приехал в Выборг, который уже бомбили — началась Зимняя война.
Во время войны Арман де Калюве работал в Хельсинки при детском доме для эвакуированных детей. Позже он становится учителем в школе-интернате. А вскоре после наступления мира, в декабре 1940 года, в Финляндию приезжает его двоюродный брат Робер де Калюве, в 1939 году также ставший священником восточного обряда. В его обязанности, в частности входило духовное окормление эвакуированных прихожан Выборга и Терийоки. Кроме того, он преподавал голландский и английский язык в университете в Хельсинки. Мир оказался недолгим. Во время войны 1941-1944 годов оба брата де Калюве помогают русским военнопленным и дальнейшая их деятельность проходит уже в других частях Финляндии. Однако все-таки имя Робера де Калюве оказалось связанным и с историей Карельского перешейка.
В 1942 году епископ Коббен начал восстановление разоренного костела св. Гиацинта. Он обратился к о. Роберу, с предложением расписать стены этой церкви. Эту работу о. Робер выполнил за месяц. Судить о ней мы теперь можем только по нескольким сохранившимся фотографиям — эти интересные росписи, в которых отразились как византийские черты, так и определенное влияние модерна, погибли.
Интерьер церкви св. Гиацинта в Выборге, созданный Р. де Калюве
В послевоенное время Арман де Калюве некоторое время служит священником уже в латинском обряде, активно работает в нескольких католических обществах, преподает. В 1952 году по неизвестным причинам (возможно, из-за конфликта с епископом) уходит в отставку со всех должностей. Некоторое время он служит вместе с братом Робером в ими же созданном греко-католическом центре в Эспо. Умер он в 2002 году.
Робер де Калюве организовал экуменистический центр «Мюллимяки», в которой в частности была и школа иконописи. Этот центр ежегодно посещали до 12 тысяч человек. Как иконописец он получил широкую известность в мире, первая выставка его работ состоялась еще в 1942 году. Кроме того, в послевоенные годы он опубликовал двадцать с лишним книг. В 1950 году Робер де Калюве стал членом Геральдического общества Финляндии, а в 1990-м — герольдмейстером Мальтийского ордена. Скончался он в 2005 году.
Илья Лапин, Мария Подкопаева
Источники:
1. Kalevi Vuorela. Finlandia Catholica. — 1989.
2. Starmans P. Armandus de Caluwé — Eerherstel voor een neef.
3. Wicky Verbeek. Рortret van pater Robert de Caluwé
4. Ecumenical Center & Chapel of Sts. Peter and Paul