Святого апостола Андрея принято называть Первозванным. Действительно, в Евангелии от Матфея написано, что Андрей вместе со своим братом Симоном были первыми апостолами, призванными Христом. Согласно Матфею, Христос, проходя близ моря Галилейского, просто говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4,19). Однако мне кажется, что сущность духовности святого Андрея – не в этой «первозванности». Я так считаю по двум причинам.
Во-первых, Евангелие от Иоанна по-иному рассказывает о призвании Андрея. Андрей, будучи учеником Иоанна Крестителя, слышит, как тот говорит: «Вот Агнец Божий». И он, вместе с другим неизвестным учеником, следует за Христом, хотя еще ни одного слова от Него не слышал. Только после того как Христос, обратившись, видит их, идущих за Ним, говорит им: «Что вам надобно?» (Ин 1,35-38). Итак, в одном Евангелии Андрей является первым, кто был призван Христом, в другом – он первый, кто находит Христа. Такие варианты в Евангелиях неудивительны. Это различие в повествованиях показывает, что призвание никогда не бывает односторонним процессом. Призвание – это встреча двух свободных движений. Конечно, движение со стороны Бога всегда первое: Он с самого начала ищет нас, ибо, как написано, «прежде возлюбил нас» (1 Ин 4,19), и как говорит сам Христос: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15,16). Однако можно сказать, что человек узнаёт Христа, потому что ищет Его, даже если это происходит такими странными, парадоксальными путями, как в жизни апостола Павла. Как говорит Христос под пером философа Паскаля, «ты бы Меня не искал, если бы уже не нашел Меня». С этой точки зрения Андрей не столько «первозванный» сколько первый, кто шел навстречу Христу.
Во-вторых, в Евангелии Андрей всегда является посредником между Христом и другими людьми. Его призвание – звать других ко Христу. Наверное, потому что он сам узнал Христа благодаря посреднику – Иоанну Предтече. Такую роль он исполняет три раза. Первый раз Андрей приводит к Иисусу своего брата Симона. Андрей – первый ученик, который, встретившись со Христом, сразу идет искать другого ученика. Как говорит евангелист: «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию» (Ин 1,41). Такой подход Андрея удивителен, поскольку Христос еще не избрал его апостолом. Тем не менее, Андрей, как и во время своей встречи со Христом, все понял без объяснений, интуитивно. Поняв, что следование за Христом не индивидуальное дело, Андрей привел ко Христу своего брата Петра, на вере которого Христос будет строить Свою Церковь. Такую же роль сыграл Андрей и в истории с умножением хлебов. В то время как другие ученики ничего не предлагают, Андрей, увидев одного мальчика, у которого было пять хлебов ячменных и две рыбки (Ин 6, 8-9), обращает на это внимание Христа, хотя Христос ни о чем не спрашивал его. Андрей, как и Христос, сочувствовал народу и, наверное, понял, что Христос готовил Своих учеников к умножению хлеба жизни. Эту же роль сыграл Андрей и в третий раз. Когда эллины просили: «Нам хочется видеть Иисуса» (Ин 12, 21-22), Андрей сказал об этом Христу. Поэтому Андрей не столько «первозванный», сколько тот, кто первый призывает, приводит людей ко Христу.
Да, святой Андрей не столько «первозванный», сколько первый, кто шел навстречу Христу; первый, кто призывал других к Нему. Помолимся, чтобы Бог и нас научил выходить Ему навстречу, быть посредниками между Ним и людьми, а также иметь такую же, как у апостола Андрея, интуицию, позволяющую понимать Его святую волю, даже когда Он молчит.
Иакинф Дестивель ОР