Адвент – это время, когда мы размышляем о Воплощении. Бог стал человеком. Слово стало плотью. Нам не хватает слов, чтобы выразить эту тайну, чтобы объяснить самое удивительное событие нашей истории. Но есть одно слово, которое сам Христос использует, чтобы объяснить эту тайну, чтобы объяснить, как была преодолена пропасть между Богом и человеком. Это слово – дружба. Все религии считают дружбу между Богом и человеком невозможной, потому что дружба предполагает равенство, а его нет и быть не может между людьми и богами. Но мы, христиане, веруем, что Христос своим Воплощением компенсировал это неравенство, поэтому дружба между Богом и человеком стала возможной. К сожалению, в наше время дружба обесценилась и часто рассматривается как ненастоящая любовь или как любовь неполноценная.
Однако сам Христос сказал: «Я назвал вас друзьями» (Ин 15, 15). Церковь всегда считала дружбу самым высоким видом любви и образом всякой любви. Поэтому так важно осознать, что такое дружба и что значит быть другом. У Христа в Его земной жизни было три друга: апостол Иоанн, Лазарь и Иоанн Креститель. Апостола Иоанна называли «учеником, которого любил Иисус», Лазаря – «другом Иисуса», а Иоанн Креститель сам назвал себя «другом жениха». Сегодня Евангелие говорит нам об Иоанне Крестителе. Его свидетельство особенно значимо для нас. Глядя на пример Иоанна Крестителя, попытаемся осознать, что значит быть другом Божиим.
Иоанн Креститель показывает, во-первых, что в дружбе не может быть соперничества. Когда ученики Иоанна высказали свое недовольство тем, что Иисус тоже крестит, и все идут к Нему, Иоанн отвечает своим ревнивым ученикам: «Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин 3, 29). В Ветхом Завете отношения между двумя людьми, особенно между братьями, почти всегда были соперничеством: Каин убил Авеля, Иаков украл у Исава право первородства. А между Иоанном и Христом нет соперничества, потому что друзья не сравнивают себя друг с другом, понимая, что всё от Бога. Настоящий друг умаляется перед своим другом: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30). Дружба – это конец соперничества, это равенство: нет дружбы без равенства.
Второй признак дружбы – открытость по отношению к другим. Отношения между людьми часто бывают соперничающими, но сегодня еще чаще они подвергаются риску стать замкнутыми друг на друге: в этом разрушительном союзе каждый стремится обладать другим. Настоящая дружба, наоборот, открыта и способна принять в свой союз новых членов. Иоанн Креститель не желает ничего другого, кроме того, чтобы и другие тоже стали друзьями Христа, на Которого он всем указывает: «Вот Агнец Божий» (Ин 1, 36). Итак, Иоанн не только умаляется перед Иисусом, но и приглашает других тоже стать друзьями Христа.
Третий признак дружбы – жертвенность: друг готов отдать свою жизнь за друга. Иоанн Креститель отдает жизнь за Иисуса Христа. Можно сказать, что он был первым человеком, отдавшим жизнь ради Христа. Господь Сам говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13).
Наконец, быть другом Божиим значит быть Его свидетелем. Все земные друзья Христа свидетельствуют о Нем: Лазарь свидетельствует своим телом, апостол Иоанн свидетельствует своим Евангелием, Иоанн Креститель – своей проповедью и своей смертью.
Итак, братья и сестры, Иоанн Креститель был настоящим другом Христа, потому что не соперничал с Ним, желал, чтобы и другие стали Его друзьями, потому что пожертвовал ради Него своей жизнью. Но хочу обратить ваше внимание на то, что истинным другом является в первую очередь сам Христос, Который называет нас друзьями. Наш Господь ведет Себя по отношению к нам так, как вел себя по отношению к Нему Иоанн, сказавший: «Ему должно расти, а мне умаляться». В то время, когда многие религии превозносят Бога, умаляя человека, Сын Божий, наоборот, как говорит апостол Павел, «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп 2, 6-7). Вот тайна Воплощения – тайна Бога, ставшего человеком для того, чтобы обожествить человека, тайна Сына Божия, Который не почитал хищением быть другом Бога, но захотел и хочет, чтобы и мы вошли в дружбу Святой Троицы.
Да, братья и сестры, Иоанн Креститель пророчествует о дружбе Христа к нам, но вместе с тем он приглашает нас стать друзьями Христа, стать Его свидетелями, ибо нет дружбы без свидетельства. В Лувре находится древняя египетская икона, которая называется «Христос-Друг». На этой иконе изображен Христос, положивший руку на плечо стоящего рядом с Ним монаха. Помолимся, чтобы и мы всегда чувствовали руку Христа на своем плече. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР