Радость Иоанна Крестителя

Сегодня Церковь празднует третье воскресенье Адвента, которое называется Gaudete, что в переводе с латинского значит «радуйтесь». Иоанн Креститель является для нас символом этой радости. Хотя можно сказать, что он – непривлекательный человек. Его образ жизни суровый. Он живет один в пустыне, его одежда из верблюжьего волоса, его еда – акриды. Но более всего кажутся непривлекательными его дерзкие слова: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» говорил он (Мф 3, 7). Тем не менее к Иоанну Крестителю стекается много народа из Иерусалима и всей Иудеи. Он также и для нас, как говорит евангелист Иоанн, – «светильник, горящий и светящий» и мы тоже хотим хоть «малое время порадоваться при свете его» (Ин 5, 35). Мы так относимся к Иоанну Крестителю, потому что чувствуем, что он открыл секрет. Этот секрет важен для каждого из нас, ибо это секрет радости. Как ни парадоксально, Иоанн Креститель, вопреки его суровости, является учителем христианской радости.

В чем заключается секрет радости? Обычно определяют радость как чувство, происходящее от присутствия или приобретения того, что мы любим. Мы рады, когда наш лучший друг рядом с нами, когда мы чувствуем, что в какой-то мере он нам принадлежит, он – наш. В конце писем мы часто пишем «искренне ваш» или «всегда твой», думая, что мы этим обрадуем того, кому пишем. Можно ли сказать, что Иоанн Креститель испытывает такую радость? С одной стороны, да. Иоанн Креститель пророчествует о присутствии Бога среди нас. Он пророк Эммануила. Он обрадовался присутствию Бога еще во чреве своей матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее» (Лк 1, 41).

Тем не менее радость Иоанна Крестителя происходит не только от чувства присутствия Бога или обретения Его. Такая радость, кстати сказать,  может быть корыстной. В нашем потребительском обществе нас учат, что радость происходит от приобретения, от потребления разнообразных товаров. Психологии современного человека свойственно использовать любимое существо для своего удовольствия, чтобы получить от него радость. Подход Иоанна Крестителя совсем другой. Благодаря своему аскетическому образу жизни он совершенно чужд потребительскому духу. Он любит не для себя, а для других. Его радость – показать другим Христа, источника всякой радости. На иконах Иоанн Креститель всегда изображается указывающим перстом на Христа. Как настоящий проповедник, он привлекает внимание не к себе, а к Тому, Которого он любит. Он голос, а не Слово. Вот почему он не удерживает своих учеников, которые последовали за Христом (Ин 1, 38). Вот почему он уступает место Христу, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30).  Итак, Иоанн Креститель помогает нам различать радость и потребление, радость и удовлетворение. Вся его радость, как всякая радость, происходит от любви. Но его любовь не собственническая, а самоотверженная.

В своей энциклике «Deus caritas est» папа Бенедикт XVI вспоминает, что в Библии на греческом языке существуют три разных слова для обозначения любви: эрос, агапэ и филиа. Эрос – собственническая любовь. Агапэ – самоотверженная любовь. Филиа – любовь-дружба. Можно сказать, что радость  Иоанна Крестителя проистекает из этих трех видов любви. Он радуется присутствию Христа, он рад отдать свою жизнь Христу и за Христа. Но вершина его радости в том, что он «друг жениха». Он говорит: «Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин 3, 29). Признавая, что он не жених, он показывает этим, что его единственная радость – в том, чтобы способствовать встрече Жениха с Невестой, т.е. Господа с Церковью, Христа с нами. Вот секрет радости Иоанна Крестителя.

Давайте, братья и сестры, тоже радоваться присутствию Христа среди нас. Радоваться о том, что мы Ему служим. Радоваться о нашей дружбе с Ним. Тогда мы сможем сказать, что эта наша радость исполнилась, что она совершенна. Обрести такую радость нелегко. Иоанн Креститель отказался от всех легких радостей, от всех богатств, чтобы достичь единственной достойной радости – радости быть другом Христа. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий