Каждое первое воскресенье Великого поста мы читаем отрывок Евангелия об искушении Иисуса в пустыне. Сегодня мы читали Евангелие от Марка: «Дух ведет Иисуса в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». В легенде о великом инквизиторе Ф. М. Достоевский описывает, как Христос, «в неизмеримом сострадании своем» решил хотя бы на короткое время посетить свой народ. События происходят в XVI веке в Испании. Народ узнает своего Спасителя и устремляется к Нему. И вот у собора в Севилье, как при земной жизни Христа, совершаются великие чудеса: Иисус исцеляет слепого, воскрешает девочку. Но в это время проходит по площади кардинал-инквизитор и велит стражам арестовать Его и заключить в темницу. Народ покорно расступается перед ними. Ночью кардинал-инквизитор приходит в тюрьму к Иисусу и спрашивает: «Зачем Ты пришел нам мешать?». Он упрекает Иисуса в том, что Он победил искушения в пустыне. Этим, как считает инквизитор, Он дал людям иллюзию, что они могут побеждать искушения, тогда как на самом деле они не способны это сделать. Эти три искушения, три великих вопроса, которые задает сатана Иисусу Христу в пустыне, по мнению инквизитора, обобщают всю историю человечества. Существуют, говорит инквизитор, только три силы на земле, способные победить и пленить совесть людей для их же счастья: это чудо, тайна и авторитет.
Первое искушение Христа в пустыне – это искушение чудом. Сатана предлагает Ему превратить камни в хлеб. Часто толкуют это искушение как искушение земными благами. Однако легенда о великом инквизиторе предлагает посмотреть на это искушение как на искушение чудом. Это искушение искать в религии чего-то необыкновенного, далекого от нашей повседневной, прозаичной жизни. Христос противостоит этому искушению, показывая тем самым, что наша вера не должна строится на чрезвычайных, чудесных явлениях и даже – на исполнении наших молитв. Многие наши современники ищут в религии необыкновенных переживаний, людей со сверхъестественными способностями. Но христианство – это совсем другое. Иисус Христос не хотел, чтобы Его считали целителем или чудотворцем, но Сыном Человеческим, отдающим жизнь свою за друзей своих. Ученики Христа узнают Его после Воскресения не в каком-то чудесном знаке, но в жесте преломления хлеба. И в нашей жизни также Христос приходит не в каких-то чрезвычайных явлениях, а в обыкновенных событиях нашей жизни – везде, где есть любовь и милосердие.
Второе искушение: сатана поставил Иисуса на крыле храма и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя» (Мф 4, 6). Но Христос отвечает: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Часто толкуют это искушение как искушение гордыней. Однако Достоевский предлагает посмотреть на это по-другому, как на искушение тайной. Для многих наших современников трудно совместить религию и разум. Они ищут таинственных открытий, различных предсказаний, новых откровений, и чем они непонятнее, тем кажутся более духовными и глубокими. Но христианство – это совсем другое. Бог сотворил человека по образу своему, Он наделил его разумом. Сам Христос – воплощенное Слово или Логос, т.е. Премудрость Божия или Разум Божий. Конечно, легче доверять чему-то, не проверяя этого разумом. Но отказаться от своего разума значит отказаться от Христа.
Третье искушение. Возвел сатана Христа на высокую гору и показал Ему все царства мира и сказал: «Все это дам Тебе, если поклонишься мне». Обычно толкуют это искушение как искушение властью. Но Достоевский считает, что, наоборот, самое распространенное, обыкновенное и незаметное искушение для человека заключается не в том, чтобы искать власти, но в том, чтобы искать авторитета, которому подчиниться. Это может показаться странным, но люди предпочитают подчиняться, а не быть свободными. Трудно быть свободным, трудно брать на себя ответственность за свою жизнь, за свои поступки, за свои решения. Но Христос называет нас не рабами, а друзьями, Он призывает нас быть свободными, т. е. осознать то огромное достоинство сынов Божиих, которым Он наделил нас. Он предлагает увидеть те таланты, которыми Он одарил нас, и которые мы призваны развивать.
Итак, эти три искушения искажают образ Бога в человеке, они предлагают нам чудеса вместо любви, преклонение перед таинственным вместо разума и подчинение авторитету вместо свободы. Как раз любовь, разум и свобода – три основные черты человеческой личности, сотворенной по образу Божию. Великий инквизитор прав, когда говорит, что эти три искушения Христа в пустыне обобщают всю человеческую жизнь. Он, может быть, даже прав, когда утверждает, что мы не способны побеждать эти искушения. Но мы не своими силами побеждаем их, но силой Христа, который для того и умер, и воскрес, и живет во веки веков. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР