Есть такой новый и очень интересный журнал о детской литературе – «ПЕРЕПЛЁТ».
Сделали его молодые детские писатели, иллюстраторы и переводчики – чтобы объединить всех, кто делает детскую книгу и всех, кому детская книга интересна.
Вот здесь его первый номер, http://vpereplete.org/ а второй, который выйдет буквально со дня на день, весь будет посвящен «трудным» темам в детской литературе.
С любезного разрешения редакции «Переплета» публикую из второго номера отрывок интервью «на тему», которое взяла у меня Юлия Кузнецова, автор «Выдуманного Жучка».
«Необходимо ли вообще выделять книги об особом детстве в отдельный указатель? Понятно, что их надо писать, но надо ли выделять в отдельную тему? Почему?
На мой взгляд, эти книги нужно выделять – чтобы их легко находили все, кто заинтересованы в чтении и работе с ними – сами или с детьми разных возрастов, чтобы эта тема компактно входила в информационное пространство, а не была разбросана по его необъятным просторам. Это делается в разных странах, вот например, сайт, где собраны книги для детей и родителей – про сирот, больных, «особых». http://www.childrensdisabilities.info/books/index.html
Кому могут быть интересны такие книги?
По моим представлениям – всем тем, кому дорога солидарность, как способ общения людей между собой. Это про взрослых – и они же понимают, что вкус к такому общению нужно прививать с детства.
Если обычный взрослый человек не хочет читать о трудностях преодоления, надо ли его заставлять?
Заставлять не надо, естественно, а попробовать найти убедительные слова о том, что такая книжка может пригодиться ему самому – можно, на мой взгляд. Еще, к примеру, можно попробовать увлечь красотой преодоления барьеров – вспомните только «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, подвигами отцовской и материнской любви.
А если читать “особые книги” отказываются подростки? Или дети?
Понятно, что давить бесперспективно, особенно «высокими» словами. Думаю, что взрослому лучше предложить ребенку или подростку свои читательские впечатления. Получиться может не с первого раза, но это открытая ситуация, в которой многое зависит от отношения самого взрослого к чтению таких книг.
Надо ли обсуждать эти книги после прочтения с детьми?
Стоит ли убедиться, что ребенок все понял, как надо?
Обсуждать или говорить – зависит только от отношений между конкретным взрослым и ребенком, от степени доверия между ними, от того, как именно каждый из них переживает то, что затрагивает сердце. Главное – чуткость взрослого. Убедиться – слишком сильное слово – просто спросить тихо, ненавязчиво – всё ли понятно? А дальше – как ответит, получиться может и разговор, и молчание вместе после краткого «да»».
А это – книжки и произведения, упомянутые в статьях об «особом» детстве на нашем сайте, и некоторые интересные ссылки.
ОТ МЛАДШИХ К СТАРШИМ, ИЛИ – ЧИТАЙТЕ НАОБОРОТ?!
Д. и Т. Висландер. Как Мама Му училась ездить на велосипеде, Как Мама Му училась нырять, Мама Му на рыбалке, Как Мама Му танцевала, Мама Му на дереве, Мама Му на качелях и другие книжки про Маму Му.
М. Вэнблад. Птенчик Короткие Крылышки.
К. Германн. Здравствуй, мама!
Э.-Т.-А. Гофман. Щелкунчик и мышиный король.
С. Козлов. Лунная дорожка // Горький дым.
В. Кротов. Червячок Игнатий и его мечты // Местный волшебник.
В. Кротов. Червячок Игнатий и его чаепития. // Пятиногий!
В. Кротов. Червячок Игнатий и его чудеса. // Быть особым.
Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка.
М. Москвина. Что случилось с крокодилом.
К. Окесон. Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка.
Д. Роу. Обнимите меня, пожалуйста, Как хорошо, что я такой.
С. Седов. Сказки про мам // Жила-была мама, и сын у нее был пингвиненок…
М. Беркович. Нестрашный мир.
Э. Болдуин. Еще немного времени.
А. Борисов. Кандидат на выбраковку
М. Вехова. Бумажные маки
Р. Гальего. Белое на черном
П. Гудхарт. Джинни и ее дракончик.
Н. Дилигенский. Слово сквозь безмолвие
Д. Кинг-Смит. Всё о… // Шпунтик, Собачья лапа.
Я. Корчак. Король Матиуш Первый.
Ю. Кузнецова. Выдуманный Жучок.
А. Лаувенг. Завтра я всегда бывала львом
С. Лорд. Правила. Не снимай штаны в аквариуме!
С. Бейлезон. Неутомимый наш ковчег.
Ж. Ванье. Каждый человек – священная история.
Г. Каган. Окно в другое измерение.
Б. Кафенгауз. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания, или Вера, Надежда, Любовь и Софья.
М. Киллили. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь.
Б. Кривошей. ПНИ на дороге в никуда.
Э. Мэвино. Наш ребенок—человек с умственной отсталостью.
Сб. Окно в другое измерение // О. Романчук. Когда вам снится музыка…
К. Филпс. Мама, почему у меня синдром Дауна?
И. Юханссон. Особое детство
БИБЛИОТЕКА САЙТА ДВИЖЕНИЕ «ВЕРА И СВЕТ» http://sites.google.com/site/verasvet/
А. ГОДИНЕР. МИР ОСОБОГО ДЕТСТВА И ЮНОСТИ НА САЙТЕ «НАРНИИ» http://narniacenter.ru/go/osoboe_detstvo
КНИГИ, ПОМОГАЮЩИЕ ЖИТЬ НА САЙТЕ ГАЙДАРОВКИ, МОСКВАhttp://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=6&id=87&Itemid=1486
http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=253&Itemid=1486
КОДЕКС НЕПОТОПЛЯЕМОГО ИНВАЛИДА http://dikul.livejournal.com/9567.html
А. Годинер. Вот и кончаются школьные годы, обзор книг для юношества http://svetlovka.ru/images/stories/2011/PDF/pdf_sbornik/v_38.pdf с. 18.
КНИГИ НА САЙТЕ «ДОРОГА В МИР» http://www.dorogavmir.ru/knigi.html
КНИГИ НА САЙТЕ «ОСОБОЕ ДЕТСТВО» http://www.osoboedetstvo.ru/catalog.htm
Колоскова Н., Рудишина Т. «Пусть шарики летят» (Серия книг «Мы вместе») // «Библиотека в школе» № 22 (106) 16–30 ноября 2003 года, № 23 (107) 1–15 декабря 2003 года. http://lib.1september.ru
Годинер, А. Просто жизнь… // Библиотека в школе, № 17, 2009. http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200901712
Оксана Кабачек. Неуклюжая? Психологические этюды о литературе // “Библиотека в школе” № 21, 2006. http://lib.1september.ru/2006/21/9.htm
Николай Назаркин. Жалко – у пчёлки http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200901113
Нина Колоскова. Про карантин и короткие крылышки. Книги для особых детей и для тех, кто их окружает. http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200901108
Иерей Пётр Коломейцев «Апостольство инакоодаренных» http://www.pravmir.ru/article_2953. html http://www.pravmir.ru/category/chelovek/invalidy/
С. Штаркова. 15 мифов об «особых» детях http://www.mydears.ru/n/284
Е. Шафферт. Необычные книжки о родительской любви к «особым» детям http://sibmama.ru/index.php?p=labirint_obzor2
Е. Шафферт. Проблемные родители, проблемные дети – в книжках Ульфа Старка http://sibmama.ru/index.php?p=Shaffert8
Братья и сестры «особых» детей. http://www.semya-rastet.ru/razd/bratja_i_sestry_osobykh_detejj/
Интернет-сборник «ПОБЕДИВШИЕ СУДЬБУ» посвящен реальным жизненным историям людей, как живших в отдаленные времена, так и наших современников. Болезни и жизненные обстоятельства обрекали их на судьбу тяжелых инвалидов. Однако, талант, трудолюбие и сила духа помогли этим людям преодолеть свою немощь и стать нужными другим, оставить заметный след в истории науки, культуры, общества.
http://www.pobedivshie.ru/main.php
НИК ВУЙЧИЧ http://www.nosuicid.ru/nik-vujchich-bez-ruk-bez-nog-bez-suety-2/
ФИЛЬМ «КЛЕЙМО». http://vimeo.com/28630833 http://sites.google.com/site/verasvet/Home/kino-i-multik
ФИЛЬМ «КРЫЛО СУДЬБЫ» ДВИЖЕНИЯ «ВЕРА И СВЕТ». http://neinvalid.ru/novosti/rose-siggins-zhenshhina-polovinka/
ФИЛЬМ «РОУЗ СИГГЕНС – ЖЕНЩИНА-ПОЛОВИНКА»
Анна Годинер