Блаженная мученица Рената
Рене-Мари Фейатро, в замужестве – Дюмон, анжерская горожанка-ремесленница, почитается как одна из девяноста девяти анжерских мучеников, прославленных Церковью в 1984 г. Ей было сорок три года, когда 28 марта 1794 г. трибунал отправил её на гильотину за отказ принять так называемую реформу Церкви. В то время революционное государство назначало в приходы неканонических священников, пыталось искажать молитвы и службу. Сопротивлявшиеся объявлялись злостными фанатиками и предателями: их гильотинировали, расстреливали и топили. Первая Вандейская война (1793-1794 гг.) явилась народным сопротивлением революционерам, которые в свою очередь избрали для мести мирных жителей Анжера и округи.
Ещё до ареста бл. Рената говорила, что предпочтет смерть во имя Иисуса отступничеству, и испытания ни на йоту не изменили её готовности.
Святой Иосиф Себастьян, епископ Перемышльский
Будущий епископ вырос в благочестивой семье, учился в Жешуве, поступил в семинарию Пшемысля (Перемышля) в 1860 г., был рукоположен 17 июля 1864 г. и получил приход в Самборе. Исследовательский склад ума и набожность обеспечили ему благосклонность церковных властей, прочивших ему научное поприще. В 1866 г. святой прибыл в Рим, где после учебы в Collegium Romanum (Григорианском университете) и Институте св. Аполлинария (Латеранском университете) был удостоен степени доктора богословия и канонического права. По возвращении в Польшу — профессор семинарии Пшемысля с 1869 по 1877 г., а затем и Краковского университета с 1877 по 1899 г. Святой был необычайно популярен как лектор и как администратор, всегда готовый прийти на помощь студентам. В Кракове он сперва стал деканом богословского факультета, а с 1882 по 1883 г. был ректором.
Во всё время преподавания Иосиф не переставал заниматься приходскими делами. Кроме того, он работал в Обществе св. Викентия де Поля и в течение 16 лет возглавлял Общество Обучения. Среди прочих просветительских трудов он открыл множество библиотек (они исчислялись сотнями), провел десятки бесплатных лекций, опубликовал свыше тысячи изданий, написал несколько книг по истории, богословию и каноническому праву, основал школу для прислуги. В развитие социальной доктрины Церкви он основал Общину Богоматери, Королевы Польши («Польской Короны» — то есть королевства Польского, в то время расторгнутого соседними государствами) в 1891 г.; а также специальную общину для помощи бедным, сиротам, ученикам, слугам, больным и безработным. Кроме того, 15 апреля 1894 г. святой Иосиф учредил Конгрегацию сестёр служанок Святейшего Сердца Иисуса в Кракове для работы с больными и распространения посвящения Святейшему Сердцу Иисуса.
Назначенный епископом Пшемысля с 1900 г., св. Иосиф оставался им до самой своей смерти в 1924 г. Его мощи покоятся в пшемысльском соборе. Святой был беатифицирован 2 июня 1991 г. и канонизирован 18 мая 2003 г. Папой Иоанном Павлом II.
«Земные идеалы постепенно рассеиваются. Я вижу идеал жизни в жертвовании, а идеал жертвования — в священстве.»
Святой Гунтрамн Франкский
Гунтрамн, сын Хлотаря I и Ингунды, родился около 530 г. в королевском роде Меровингов; он приходился внуком и сонаследником королю Хлодвигу и его супруге, св. Клотильде. Имя Гунтрамн (или Гунтехрамн; современный французский вариант — Гонтран) переводится с франкского как «Ворон битвы». По смерти Хлотаря в 561 г. держава была разделена; Гунтрамну досталась четверть франкских владений: все земли бургундов, часть Прованса и львиная доля бывшего Орлеанского королевства.
Гунтрамн, по свидетельству современников, с одной стороны, был благочестивым, миролюбивым и милосердным монархом; с другой стороны, он был вспыльчив и гневлив. В покаянии король предавался слезной молитве, строгому посту и делам милосердия. Эти склонности, а еще более – склонность прощать, поражали современников в св. Гунтрамне. Не будучи наивным или слабым правителем, Гунтрамн строил свои политические расчеты на том, что и жестокость, и несправедливость, столь излюбленные его сородичами, на самом деле совершенно излишни в государственных делах.
Св. Гунтрамн не имел вкуса к жестокостям войны и интригам и находил месть отвратительной, однако ему приходилось много воевать, защищая свои владения и от иноземцев, и от сородичей, и от вельмож-изменников. По большей части он полагался на даровитых полководцев, иногда брался за командование и сам.
После гибели братьев св. Гунтрамн не стал расширять свои владения, а обеспечил правильный порядок наследования в их частях франкских земель, передав престолы племянникам; в пору их юности он был фактическим вождем всех франкских королевств.
По отношению к Церкви Гунтрамн был щедрым донатором и заботливым покровителем, он строил храмы и усердно содействовал созыву синодов. Его трудами католическая вера распространилась в землях, до того незатронутых миссионерами. В горах Юры его вспоминают как просветителя.
Семейная жизнь короля была совершенным бедствием. Сперва он избрал своею наложницей Венеранду, служанку одного из своих приближённых, и прижил с ней сына Гундобада. Затем, в 565 г. он женился на Маркатруде, дочери франкского герцога Магнара (Магнахара). Пятилетний Гундобад был отправлен жить в Орлеан; однако ревнивая Маркатруда, после того как у неё появился собственный сын, в 566 г. устроила отравление Гундобада. Король узнал об этом и был в крайнем гневе, но из жалости к маленькому сыну Маркатруды оставил её при дворе. Однако вскоре, в том же 566 г., болезнь унесла и сына Маркатруды. После этого опала возымела полную силу: королева была удалена из дворца и вскоре умерла. В том же 566 г. Гунтрамн женился на служанке покойной королевы — Австрегильде по прозванию Бобилла; она родила королю двух сыновей и двух дочерей. Однако в 577 г. чума унесла сыновей. В том же 577 г. Гунтрамн зарубил мечом своих шуринов, двух сыновей герцога Магнара; ссора вспыхнула из-за того, что братья Маркатруды издевательски отзывались об Австрегильде и её детях. В сентябре 580 г. умерла и Австрегильда. Король был в крайней тоске; приписав смерть королевы шарлатанству пользовавших её лекарей, он приказал казнить их. Все эти беды впоследствии обеспечили Гунтрамну славу святого покровителя тех, кто неблагополучен в супружестве. Он также покровительствует раскаявшимся убийцам.
Король Гунтрамн умер на 31-ом году правления 28 марта 592 г. и был похоронен в церкви Св. Марцелла в Шалоне на Соне, в монастыре, который когда-то построил он сам. Практически сразу «доброго короля Гунтрамна» стали почитать как святого. Гробница короля была на время забыта, затем обретена в XV веке, но уже в следующем столетии разорена гугенотами. Сохранилась только глава короля, ныне бережно сохраняемая в небольшой раке.
Святой мученик Протерий, патриарх Александрийский
Св. Протерий был рукоположен во священники св. Кириллом, но при преемнике его Диоскоре находился в оппозиции к нему, ибо последний покровительствовал Евтихию и впадал в те же заблуждения. Патриарх Диоскор оценил рвение священника и, рассчитывая подчинить его себе, произвел в протоиерейское достоинство. Однако св. Протерий был по-прежнему тверд в никейской вере. На Халкидонском соборе 451 г. святой присутствовал среди представителей Александрийской церкви и был избран, чтобы заменить на александрийском престоле извергнутого тем же собором Диоскора.
Св. Протерий восшел на александрийский патриаршеский престол в 452 г. В это время и паства, и клир на большую долю были последователями евтихианства. Народ александрийский, известный своими мятежами и волнениями, разделился. Одни стояли за св. Протерия, другие требовали возвращения Диоскора, объявляя Протерия ставленником градоначальника Флора. Партию противников возглавляли два клирика: Тимофей Элур (Вертихвост) и Петр Монг (Заика), отлученный св. Протерием от Церкви.
Переписка двух пап — Протерия Александрийского и Льва Римского — немало содействовала укреплению католической веры перед лицом монофизитства, последователи которого обвиняли Рим в несторианстве. “Итак, возлюбленный брат, в тревоге о нашей общей вере я советую, коль скоро враги креста Христова следят за каждым нашим словом и слогом, да не дадим мы им малейшего повода ложно заявить, что мы согласны с несторианским учением”, — писал св. Лев Великий св. Протерию.
Во все время своего патриаршества патриарх Протерий был в постоянной опасности пасть жертвой раскольников, несмотря и на решения Собора, и на указы императора. В разгар одного из мятежей Тимофей Элур был провозглашен патриархом и по этому случаю посвящен в сан двумя смещенными епископами. Это событие привело к разделению католической и коптской церквей. Градоначальник выдворил Элура и его сторонников из Александрии, но это привело к новому мятежу, на этот раз — кровавому.
Святой патриарх не имел достаточных сил противостоять бунтовщикам и бежал из Александрии; однако ему было видение: пророк Исайя позвал его назад, в город. Это была Страстная Неделя 457 года. Св. Протерий вернулся, понимая, что часы его сочтены. Сперва он собирался пойти навстречу врагам; затем, уступая просьбе верных, желавших укрыться в баптистерии при церкви св. Квирина, остался с ними. Раскольники ворвались туда, и патриарх был заколот на месте вместе с шестерыми спутниками. Не успокоившись и на том, евтихиане протащили тело св. Протерия по всему городу, разрубили на куски, сожгли и развеяли пепел по ветру.
Протерий почитается святым католической и православной Церковью, тогда как копты не признают его патриархом, считая таковыми Диоскора и Тимофея.