Священное Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господа

Пасха, Воскресение Христово — главный праздник христианского богослужебного года. Поэтому литургическая традиция Церкви издревле особо выделяет три предшествующих дня —  Великий четверг, Великую пятницу и Великую субботу, а также сам праздник Пасхи, как вершину годового литургического круга — Священное Пасхальное Триденствие.

В течение этих дней вспоминались страсти Христовы, Его погребение и Воскресение из мертвых, представляя собой, по сути, единое трёхдневное богослужение. В средние века такое понимание постепенно утрачивалось, а празднования страстей и Воскресения Христа всё больше разделялись. Как писал Папа Павел VI в апостольском послании, данном по собственному почину, от 14 февраля 1969 года: «С течением веков увеличение количества праздников, их навечерий и восьмидневных празднований, а также постепенное усложнение различных частей литургического года привели к тому, что зачастую верные обращались к частным формам литургического благочестия, в то время как главные тайны нашего искупления оставались за пределами их внимания».

А между тем, традиция Пасхального Триденствия уходит корнями в глубину веков, о нём ещё в IV веке упоминал св. Амвросий Медиоланский, ему посвящал свои богословские труды крестник и ученик св. Амвросия — Аврелий Августин, отдельные элементы богослужения отражены в записках «Itinerarium Egeriae», также относящихся к IV веку.

Изменения литургической практики, связанные с католическим литургическим движением XIX — XX веков, реформами Второго Ватиканского собора, открыли первоначальный богословский смысл периода от вечерней Мессы Великого Четверга до вечера Пасхального Воскресенья — как единого Торжества.

На Мессе воспоминания Тайной Вечери, вечером Великого Четверга, празднуется установление Христом таинства Евхаристии и совершается обряд омовения ног — по примеру Христа, омывшего ноги своим ученикам, священник омывает ноги 12 прихожанам. Причащение народа на этой Мессе проходит обязательно под двумя видами. По окончании гимна Gloria до Навечерия Пасхи умолкают храмовые колокола.

Великая Пятница является единственным днём богослужебного года, когда в Католической Церкви не совершается Таинство Евхаристии. Днём традиционно проходит богослужение 14 стояний Крестного пути, а после 3 часов дня (время крестной смерти Спасителя) проходит особое богослужение Страстей Господних, включающее специальную службу Поклонения Кресту. Причащение верных производится Святыми Дарами, освящёнными на Мессе воспоминания Тайной Вечери.

Пасхальное богослужение вечером Великой Субботы начинается с обряда благословения огня, возжигания особой свечи — Пасхала и внесения её в затемнённый храм. Лишь в конце этой Мессы звучит обычное заключительное благословение.

Закончить этот краткий обзор хотелось бы строками из замечательного стихотворения Бориса Пастернака «На Страстной»:

…Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь —
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Павел

palm01

Страстная неделя, дана нам не только как для памяти, что произошло много веков назад, но и для того, чтобы мы прошли морально тот путь, который прошел Иисус Христос. Все Его терзания физические, издевательства…Но это лишь малая доля Его страданий. Ужас тот, который творится в Его душе, вот что заставляет нас задуматься все больше и больше…. То что происходит с Его внутренним его миром…. На пути к своему распятию, Он (я так думаю) понимает, что мир изменится к лучшему, но это только все со временем, через Его последователей. Чувствуя боль Его терзаний, мы сможем понять Его ход мыслей и действий. Создать внутри себя тот мир, которым жил Иисус. Иисус предлагает царствовать вместе с Ним таким же самым образом: путь Его царствования – это смиренный путь верхом на осле, когда власть осознаётся как ответственность, как отдача себя ради блага других людей. Царство Иисуса – это царство взаимной любви, открывающей наш источник и нашу судьбу: Бог есть любовь (ср. 1Ин 4,7-8)

Михаил

Оставьте комментарий