Проповедь о. Павла Сысоева, ОР в  Торжество Пятидесятницы

В тесноту дома, где ученики пребывали в единодушной молитве, врывается ветер Бога. Время и место их молитвы исполнены смысла. Пятидесятница всегда была значимым праздником для избранного народа. Он вспоминал дар Закона, когда на синайской горе, в урагане и пламени, Бог дал Моисею слово жизни, Закон и скрижали Завета. Ныне я предлагаю тебе на выбор жизнь и смерть, благословение и проклятие. Выбери жизнь! Дух Божий открыл народу слово жизни – Закон – и праведник живет близостью Бога.

Но как нам исполнить этот Закон? Нам это не по силам. Будьте святы, как Я свят. Это возможно только если сама святость Бога придет преобразить всю нашу жизнь. Поэтому Всесильное Слово жизни вошло не просто в нашу историю, но в саму нашу плоть. Христос, воплотившийся Святым Духом, разделил нашу жизнь и нашу смерть, чтобы мы, в свою очередь, смогли жить Его жизнью.

Огонь и ветер Святого Духа, врываясь в узкий круг молящихся учеников делают их свидетелями Слова. Ветер, дыхание Бога. Дух дышит, где хочет, и ты не знаешь, откуда Он приходит и куда уходит. Так же и человек, родившийся свыше, говорит Христос Никодиму. Для того, чтобы мы смогли стать подобными этому ветру свободы, Христос и пришел. Помните, как определял его миссию Иоанн Креститель? Я крещу вас в воде, но за мной идёт Тот, Кто будет крестить вас в Духе Святом.

Ученик, родившийся от Духа подобен Духу, ведь он живет Им. Он свободен, словно ветер, прежде всего от пут собственного эгоизма, от сведения всего мироздания к своим копеечным интересам. Каждый из нас может смотреть на мир, на ближних, на самого Бога через бойницу своей корысти. Какое счастье, когда Бог освобождает нас от самовлюбленной узости взгляда – вот первая, основополагающая свобода. Свобода от мира, от логики власти, похоти, обладания.  Если Дух Бога не бьется в нашей груди, то как не задохнуться в застойной атмосфере мелкого, сиюминутного, поверхностного и мирского?

Ветер, огонь и слово. Я думаю, каждому из нас был дан этот дивный дар: повстречать в своей жизни человека, настоящего ученика, чья жизнь словно бы освящена изнутри, согрета скромным и живым пламенем таинственного присутствия, которое мы не можем сразу назвать и определить. Как ладони, сквозь которые просвечивает пламя. Огонь Святого Духа, что придает всем словам, делам такого человека свою печать. Сохраняй в себе постоянный свет. Нам доверена эта миссия — нести этот негасимый, тайный свет через поколения. Казалось бы, зачем людям этот странный, невещественный, неопределимый огонь Духа? Но без него всё мертво, пошло, иссушено, безрадостно. В каждом вздохе восхищения, в каждом акте любви, в каждом благородном поступке – отсвет этого огня, что изливается сегодня на апостолов.

Один на всех. Один для всех. Целиком и полностью – для каждого. Как пламя свечи, разделяясь, не убывает, но прирастает, даруя всё новый и новый свет, так и огненные языки Святого Духа – не убывают, разделяясь, но просвещают и освящают все новые и новые души. Единая жизнь этого огня – основа единства Церкви. Мы единая Церковь, человечество разделенное грехом и собранное, созванное вместе во Христе, потому что в сердце каждого пылает, пусть и сокровенно, одно и то же пламя Святого Духа.

Ветер, огонь, слово. Ученики, освобожденные от своих страхов, пылающие радостью о Боге, выходят из своего молитвенного затвора, чтобы Слово ставшее плотью достигло каждого человека. Ради нас Сын Божий сошел с неба. Ради нас Он принял крестные муки, и Его Воскресение должно стать нашим. Вечное Слово Бога, прозвучавшее в нашей плоти, должно воплотиться в нашей истории. В нашей личной истории, в истории всего человечества. Проповедь не просто одна из задач Церкви, она – сама её жизнь. Слово «Церковь» обозначает собрание, созыв. Сообщество всех тех, кого призыв Бога вырвал из мира, чтобы ввести в новый мир, в мир общения Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому когда мы празднуем Пятидесятницу, мы не просто вспоминаем то, что некогда произошло в далекой стране, мы возвращаемся к самим истокам нашей жизни. Мы живем тем же Духом, той же Правдой, той же Жизнью, что и апостолы. Наша проповедь и наше свидетельство не просто приходят на смену проповеди апостолов или проповеди самого Христа. Нет. В нас совершается то же таинство, что и в них: Отец меняет наши сердца, чтобы сделать их во всем подобными сердцу своего возлюбленного Сына.

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.  А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Ветер, огонь и слово врываются в нашу жизнь, чтобы стать нашей жизнью. Жизнью свободы, жизнью любви, жизнью сынов Божьих. Господь да приведет к совершенству то, что он начал в день святой Пятидесятницы!

Павел Сысоев, ОР

Оставьте комментарий