Дело Божие – чтобы мы веровали

 Сегодняшнее чтение является частью одного из самых, возможно, трудных для понимания мест Евангелия. После умножения хлебов народ следует за Спасителем, ожидая от Него новых чудес и знамений, ожидая восшествия Его на престол земного царства. В ответ на ожидания и вопросы людей Иисус обращается к ним с большой проповедью, обычно называемой “Речью о Хлебе Жизни”. На самом деле речь в данном случае больше идет о вере, нежели о пище.
 
Христос объясняет, что вера — это не столько выбор или произволение человека, сколько дар Божий, дело Божие, совершающееся внутри нас. Иисус говорит слушающим его людям: “Вот дело Божие: чтобы вы веровали в того, кого Он послал”(Ин, 6.29). Конечно, когда спрашивали: “Что нам делать, чтобы творить дела Божии”(Ин, 6.28), имели в виду: “Как надо поступать, как жить, что можно и что нельзя?”. Очень часто, когда мы только приходим к вере, мы задаем первыми такие же вопросы: “Что можно и что нельзя?”. А Господь отвечает, что суть не в этом. Нам надо поверить, и вера уже является делом Божиим. Вера — это наше свободное решение, акт нашей воли, это наш ответ на призыв Бога. Но, с другой стороны, вера есть преображающая нас и действующая в нас сила благодати. Это – первый парадокс христианской веры.
 
Второй вопрос народа тоже касается веры. “Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы поверили?” Иисус отвечает: “Я есмь хлеб жизни” (Ин, 6.35). Этот вопрос открывает нам второй парадокс веры. Как сказал философ Паскаль: “В нашей жизни есть достаточно света для тех, кто готов видеть, и достаточно тьмы для тех, кто видеть не желает”. Вера — это борьба, которая требует настойчивости, твердости и постоянства. Но, с другой стороны, вера позволяет нам предвкушать радость Царства Божия, когда мы увидим Бога лицом к лицу. Поэтому мы можем сказать, что вера есть начало жизни вечной. Скоро мы вновь будем присутствовать при приеме кандидатов в Катехуменат. И я буду спрашивать каждого из них: “Что дает тебе вера?”. И они будут отвечать: “Жизнь вечную”. Действительно, без веры невозможно достичь вечной жизни. Вера необходима для нашего спасения. Вера — это и мрак, и свет. Вот — второй парадокс веры.
 
Есть и еще один парадокс веры. Христианская вера одновременно и разумна, и безумна. Народ хочет слушать из уст Господа слова мудрости, но не может понять их. Даже многие из учеников говорили: “Какие странные слова! Кто может это слушать?” (Ин, 6.60). С одной стороны христианская вера разумна. Не случайно евангелист Иоанн называет Христа — Логос, что значит “слово” или “разум”. Но, с другой стороны, вера всегда остается таинственной и даже безумной. Апостол Павел говорит, что “мудрость мира сего есть безумие перед Богом”. Несмотря на все наши усилия, мы не сможем познать Бога до конца.  И мы можем, подобно народу, сказать о словах Христа: “Какие странные слова!”.
 
Итак, наша вера есть одновременно и дело человеческое, и дело Божие; в ней есть мрак и свет; она мудра и безумна. Но вера является, прежде всего, соединением человеческой личности с личностью Христа. Истинным смыслом наполняет все эти парадоксы веры живое присутствие Христа, Евхаристия. Евхаристия – дар Божий, но требует нашего принятия, она есть свет нашей жизни, она доступна нашему восприятию и непостижима, реальна и невозможна. И она превращает нашу веру в уверенность. Уверенность в жизни будущего века, когда Господь встретит нас во Царствии своем. Пусть Господь даст нам принять этот дар. Аминь.

о. Иканинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий