В начале XIX века прикованную к постели немецкую монахиню Анну Катарину Эммерих посещали видения о земной жизни Христа. Уже после смерти визионерки ее секретарь поэт-романтик Клеменс Брентано опубликовал литературный пересказ видений.
Настоятельницу французской монашеской общины в госпитале Измира привлекло описание дома Пресвятой Богородицы, которая, согласно Катарине Эммерих, провела последние годы своей жизни и скончалась в маленьком домике недалеко от Эфеса. Описание было настолько подробным и казалось достоверным, что мать Мари де Манда Грансе попросила приехавшего на службу в больничную церковь священника проверить, есть ли такой дом на самом деле.
Она не знала, что священник, а звали его Анри Юнг, с огромным скептицизмом относился к фантазиям немецкой монахини. Чтобы доказать их несостоятельность, он организовал небольшую экспедицию, взяв с собой такого же скептика отца Эжена Пулена. Ранним утром 29 июля 1891 года священники, отправились в окрестности Сельчука (так теперь называется древний Эфес), вооружившись компасом и книгой Катерины Эммерих.
Если вы были в Турции в июле-августе, то можете представить, какая жара стояла тогда! Разумеется, исследователи вскоре устали и, завидев на склоне холма женщин, обрабатывающих табак, взмолились: «Воды!» Но в ответ услышали, что вода есть в монастыре, расположенном рядом на западном склоне Соловьиной горы. Пройдя несколько сотен метров, они наткнулись на древние развалины, в деталях соответствующие описаниям дома Богородицы из книги, которую держали в руках. Неужели немка была права?!
То, что стало откровением для европейцев, на самом деле издревле было известно грекам из села Шириндже, расположенного в нескольких километрах от находки. Они почитали эти развалины как дом Пресвятой Богородицы и каждый год на Успение ходили сюда, чтобы помолится на месте, где скончалась Приснодева Мария. И даже более: именно здесь она и была погребена!
Это заставило серьезно задуматься о найденных развалинах. Видения, описанные в книге, никто не брал в расчет. Однако предание, сохраненное православными жителями этих мест, необходимо было проверить при помощи археологии.
Недалеко от дома с источником ими были обнаружены развалины византийского монастыря VI века. Однако наибольший интерес представляли руины самого дома. Обнаруженные стены принадлежат церкви, возведенной, вероятнее всего, в XIII веке, на более древнем фундаменте. Внимание археологов привлекло то, что храм ассиметричен. С правой стороны к алтарной части прилегает небольшая комната. Рядом с ней и была возведена церковь. Одну из стен этого строения, сооруженную из небольших прямоугольных камней, археологи датировали I веком. Недалеко было обнаружено и захоронение тех же времен. Повторное изучение комнаты позволило найти следы многократной реставрации. Стену старались сохранить, даже нарушая единообразие возводимых рядом строений.
Археология, кажется, подтвердила традицию, передаваемую местными греками из поколения в поколение, что здесь издревле находилась святыня, возведенная на месте дома, где жила и умерла Богородица.
Сторонники этой версии приводят и еще несколько фактов. По преданию, Апостол Иоанн Богослов после изгнания на остров Патмос вернулся именно в Эфес, здесь он жил и скончался в столетнем возрасте. На месте его могилы была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане в IV веке возведена величественная базилика. До наших дней от нее сохранилось лишь несколько колонн, руины стен и сама могила святого Апостола, покрытая мраморной плитой. Не зря именно Эфес был избран местом проведения III Вселенского собора, на котором обсуждался вопрос правильности именования Девы Марии Богородицей. Именно в этом городе была построена первая церковь, освященная по имя Пресвятой Девы.
Тем не менее, в течение веков именно Иерусалим, связывался христианской традицией с местом Успения и погребения Богородицы. Католическая Церковь официально не высказывалась об аутентичности Дома Марии в Эфесе. Однако, настоятельница монашеской общины в Измирском госпитале с. Мари де Манда Грансе приложила все усилия, чтобы приобрести этот кусочек земли на Соловьиной горе и отреставрировать Дом Марии. Уже с 1894 года сюда приезжают паломники. С середины ХХ века это место принадлежит Братству Дома Пресвятой Девы Марии, а опеку осуществляют, как пишут в путеводителях, монахи капуцины и монахини различных конгрегаций, живущие здесь посменно.
На торжество Успения Пресвятой Девы Марии сюда стекаются сотни паломников, что бы помолиться на святом месте. Здесь установлено два алтаря – один непосредственно в Доме Марии, над которым возвышается фигура Пречистой, второй полевой – недалеко от святыни.
Трижды сюда приезжали Римские Первосвященники: Павел VI, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI.
Тем временем бойкие турецкие гиды организовывают массовые выезды отдыхающих в Сельчук к дому Марии, поят легковерных туристов водой из трех источников, якобы приносящих любовь, здоровье и богатство, советуют вешать записки с пожеланиями у святыни и рассказывают другие басни… Тем не менее, если будет возможность, оторвавшись от пляжного отдыха, посвятите один день, чтобы посетить древний Эфес и Дом Богородицы. Поверьте, не пожалеете.
Михаил Фатеев