Проповедь архиепископа Генриха Мушинского

Сегодняшние воскресные чтения заставляют нас вспомнить основы сотворения мира: это человек: образ и подобие (икона) самого Бога и супружество, прочный союз мужчины и женщины.

Человек – это единственное во всей вселенной свободное создание, наделенное сознанием и способностью любить. Ему Господь поручил властвовать над миром от имени самого Бога: Говоря о нерасторжимости брака, Христос идет дальше закона Моисеева и обращается к первоначальному закону, являющемуся частью самой человеческой природы. На основании этого закона человек рождается мужчиной или женщиной, не выбирает пола, как этого хочет модная сейчас гендерная идеология. Бог сотворил человека мужчиной или женщиной  и существенным образом определяет идентичность человеческой личности. Природа человека одновременно имеет духовный и телесный характер, оба аспекта неразрывно связаны.

Как телесное существо человек оставит отца своего и мать – мужчина соединяется с женщиной, а женщина с мужчиной, и становятся одною плотью, физическим единением. Человек в отличие от животного является не только плотским существом, но и личностью, поэтому соединение жены и мужа носит также духовный характер, они становятся духовным единством. Связующим элементом, которое создает и объединяет это единство, является любовь, причем любовь по образу самого Бога. Поэтому, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Это любовь, если она истинная, должна быть полной и окончательной. Никому не хочется, чтобы его любили только частью сердца, неопределенное время.

Живописное повествование о сотворении женщины из ребра Адама также несет глубокий смысл. Оно выражает ту истину, что женщина и мужчина имеют одинаковую природу и уже в самом акте творения являются равными. Только вместе они образуют физическую и духовную полноту и создают пространство для новой жизни, которой является ребенок.

Стать отцом или матерью просто, иногда это даже происходит банально или в результате случайности. Призвание отца и матери — быть отцом и матерью, то есть обеспечить, чтобы ребенок мог родиться и достойно жить в этом мире. Для блага самих супругов, но в первую очередь детей, брак нерасторжим: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;  и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Это утверждение поразительно ясное и однозначное и не допускает никаких сомнений. Тех, кто подвергают эту истину сомнению, я бы хотел спросить: почему право супругов устраивать собственную жизнь так, как им хочется, должно быть важнее права ребенка, который в силу своей природы имеет право иметь отца и мать? Ничто в мире не может заменить их отсутствия.

Я знаю, что эта истина для многих становится источником человеческих, супружеских и семейных драм. Кажется, что нерасторжимость не приспособлена к современной жизни. Всех, кому эту истина о нерасторжимости брака приносит страдания, я прошу следовать истине перед Богом, быть искренними и правдивыми как слабые дети, которых Христос призывает сегодня к себе и обнимает. Я прошу вас, не пренебрегайте этой основной истиной и не оправдывайте себя, иногда даже вопреки собственным убеждениям: ведь существует столько разводов и разрушенных семей. Пока человек следует истине, со смиренным сердцем, есть надежда, Богу же всё возможно. Бог нечто большое, чем наше сердце и наша слабость.

Провозглашая Год Веры, Бенедикт XVI заверил: врата веры всегда открыты для всех, кто со смиренным духом и искренним сердцем готовы принять Слово Божие и отправиться в путь вместе со Христом. В путь, цель которого – небеса. Человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф 19,26). Аминь.

Перевод: Станислав Карпёнок

Оставьте комментарий