Путь катехумена

В прошлый раз мы размышляли над тем, что такое Откровение. Попробуем теперь рассмотреть один из важнейших путей Откровения Бога: сотворение мира.

Сотворение мира Богом – одно из оснований христианской веры. Символ веры начинается с провозглашения веры в Бога Творца: «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли». Рассказ о сотворении мира находится в самом начале Библии, хотя сам по себе текст его не самый древний. В наших дальнейших размышлениях мы будем опираться на первую и начало второй главы книги Бытия.

По сравнению с другими верованиями иудаизм и христианство дают совершенно новый ответ на вопрос о происхождении мира. Вавилонская мифология, непосредственная предшественница Израиля, представляла возникновение мира как следствие борьбы между богами. Еврейские авторы книги Бытия были в высшей степени новаторами, представив начало мира, во-первых, как акт творения одного и единственного Бога, и, во-вторых, утверждая, что Бог сотворил вселенную для человека и из любви к нему. Христианам также с самого начала приходилось сталкиваться с иными версиями происхождения окружающего мира. Пантеизм не делает различия между миром и Богом. Дуализм видит мир как борьбу двух начал: доброго и злого. Гностицизм говорит, что сотворенный мир является злом. Деизм утверждает, что Бог сотворил мир и предоставил его самому себе. Материализм считает, что мир – продукт саморазвития материи. Только иудаизм и христианство говорят, что мир создан Богом, что мир благ и что сотворение продолжается каждое мгновение нашей жизни.

Библейские авторы писали книгу Бытия не для того, чтобы ответить на любопытство человека, интересующегося происхождением мира. Христиане рассматривают рассказ о сотворении мира в свете Евангелия, то есть в свете нового творения. Новое творение – это восстановление мира через Иисуса Христа, восстановление поврежденных грехом отношений Бога с миром такими, какими они были в замысле Божием от начала творения. Именно поэтому рассказ о сотворении мира читается каждый раз в литургии Навечерия Пасхи, когда мы празднуем Воскресение – новое творение во Христе, которого христианская традиция называет «Новым Адамом». Начало мира – это начало истории спасения, вершина которой – Христос. С самого начала у Бога был замысел нового творения во Христе. Поэтому откровение о сотворении мира нераздельно связано с заветом между Богом и человеком. Сотворение – первый этап завета.

На что мы обращаем внимание прежде всего, читая книгу Бытия? Во-первых, следует помнить, что этот рассказ не претендует на научное объяснение происхождения мира. Он дает богословский ответ на вопрос: кем и для чего мир был создан, и говорит об этом символическим языком.

Рассказ о сотворении мира открывает нам несколько важных для нашей веры истин.

Мир – творение Божие

Первая истина: мир – творение Бога, а значит, он не тождествен Ему. Это утверждение отличает христианство от пантеизма. Различие между Богом и миром – прообраз всякого отличия, которое присуще каждому акту божественного творения: Бог отделяет свет от тьмы, небо от земли, море от суши. Так Бог преображает первоначальный хаос в космос, порядок мироздания.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при сотворении человека Бог говорит о Себе во множественном числе: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника». В этом «сотворим» отцы Церкви уже видели откровение Троицы. Христианская традиция считает, что творение – действие Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Духа Святого. «Вначале», как написано, Дух Божий носился над бездной, а Бог творил мир Словом. Чтобы показать, что мир – плод деяний всей Троицы, отцы Церкви использовали образ «двух дланей»: Отец творил мир двумя руками («дланями») – с Духом Святым и Сыном.

Мир благ

Вторая истина: мир благ. Вера в благость творения отличает христианство от дуализма и гностицизма. Рассказ о каждом из шести дней творения завершается фразой: «И увидел Бог, что это хорошо». Каждое создание несет в себе отражение Бога, Его премудрости. Из этого утверждения можно сделать два вывода. Первый: человек может с помощью разума познавать Творца через тварь, потому что в ней есть печать Творца. Святой Павел говорит, что человек может постигать Бога через видимые вещи: «Вечная сила Его и Божество через рассматривание творений видимы» (Рим 1, 20). В отличие от пантеизма, для которого всё является богом, Библия утверждает, что мир только отражает Бога.  Второй вывод: видеть замысел Божий о мироздании – призыв не только уважать и хранить сотворенный мир, но и прославлять Творца. В  Библии есть несколько гимнов творению, например, псалом 103 или Песнь трех отроков в печи. Некоторые святые, например святой Франциск, также сочиняли хвалебные гимны творению.

Человек сотворен по образу Божию

Третья истина: человек сотворен по образу Божию. Процесс творения происходил от менее совершенного к более совершенному, и вершиной его становится человек. Человек – не только самое совершенное из творений, но и отличается от всех них тем, что он создан по образу Божию.

Это значит, что он – личность, подобная Лицам Пресвятой Троицы. Он наделен разумом, свободой и способностью любить. Человек – существо одновременно телесное и духовное. Библия говорит об этом поэтически: Бог вдохнул в лице его дыхание жизни. Это духовное измерение человека дает ему возможность приобщиться Божественной жизни. Духовное начало человека – его душа. Однако важно отметить, что душа составляет с телом единое целое, поэтому она не может переселяться из одного тела в другое, как утверждает учение о реинкарнации.

Второе основание достоинства человека – в том, что он призван быть соработником Бога. Бог не просто дает жизнь своему творению, но и наделяет его достоинством и способностью действовать самостоятельно, сотрудничая с Его деяниями. Так Он поручает землю человеку (Быт 1, 26). Апостол Павел скажет, что мы – «соработники Божии» (1 Кор 3, 9), нашим трудом мы участвуем в творении мира. Не случайно книга Бытия представляет творение мира как труд в рамках одной недели. Этим они придают духовный смысл труду человека, который также призван шесть дней работать, а на седьмой день отдыхать.

В завершение следует сказать, что сотворение мира – не единичный акт во времени. С одной стороны, оно совершилось вне времени, так как Бог создал время одновременно с миром (для исчисления времени созданы светила небесные). С другой стороны, сотворение происходит каждое мгновение. Нельзя сказать, что Бог в какой-то момент создал мир, а потом оставил его, как утверждает деизм. Бог творит его непрерывно. Апостол Петр говорит: «Все заботы ваши возложите на Господа, ибо Он печется о вас» (1 Петр 5, 7). Эту постоянную заботу Бога о Своем творении называют Божественным Промыслом.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Сотворение мира: Быт 1,2:1-9
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Промысел Божий о человеке: Деян 17:24-28

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Молитва: Псалом 104(103)

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик,

Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою,

простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои,

делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь
пылающий.

Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят.

Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Ты послал источники в долины: между горами текут (воды).

Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека,

чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека,

и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце
человека.

Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил.

На них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

Восходит солнце, (и) они собираются и ложатся в свои логовища.

Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля
полна произведений Твоих.

Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа,
животные малые с большими;

там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом.

Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою
возвращаются.

Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более.

Благослови, душа моя, Господа!

Аллилуия!

Библейские тексты для самостоятельного размышления:

Ин 1:1-5;14-18

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. , Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Вопросы:
1. Как, по Вашему мнению, Бог относится к Своему творению?
2. Как в своей жизни Вы можете быть соработником (сотворцом) Богу?

Оставьте комментарий