Кшиштоф Занусси: «Сподвигнуть людей на поиски чего-то большего»

— В чем заключается главное задание христианских СМИ?

— Я думаю, что христианские СМИ должны помогать людям, обрести христианский смысл их жизни, должны так показывать мир, чтобы помочь бы им найти этот смысл. Это самая главная задача. Именно это отличает христианские средства массовой информации от других.

Для чего существуют светские СМИ? Одни для зарабатывания денег, другие — чтоб отуманить, третьи — чтобы обмануть, четвертые — что-то продать… Я перечислил варианты неправильного использования средств массовой информации. А правильный заключается в том, чтобы показывать людям смысл, который они ищут в своей жизни. Ведь его найти нелегко.

01

— Каким образом СМИ могут его показать секуляризированному человеку, который совершенно утратил понятие святости…

— Утратил. Но тоскует о нем! Не стоит жаловаться! Мир таков, каков есть. Подумайте, мы же сейчас живем в особых условиях: никогда мы не жили столь благополучно и столь безопасно. Это и стало причиной дезориентации большой части человечества. Ведь мы раньше жили совершенно по-другому! Если бы вы на зиму едой не запаслись, то голодали бы. Не нарубили бы дров — мерзли б. Выходили на улицу — а там могли и убить. Теперь многое поменялось, нет такого императива, который вынуждал бы задавать себе основные, экзистенциальные вопросы. Но они по-прежнему существуют, такие же вопросы, как и раньше. Парадокс, но времена сейчас трудные, потому что они легкие!

— Значит надо сделать, чтобы все стало плохо?…

— Этого делать нельзя! Это исключено. Но своим собственным примером можно сподвигнуть людей на поиски чего-то большего. Люди же ощущают в себе пустоту. Я вижу, как они от этой пустоты страдают, тоскуют без идеала — в этом природа человека…

— В последнее время все чаще говориться о новой евангелизации.  На Ваш взгляд, в чем она заключается?

— В том же, в чем и старая. Она, впрочем, направлена на страны, которые считались до этого христианскими. Но теперь евангилизировать их приходится заново. Хотя, конечно, с каждым новым поколением все надо начинать заново. Одним словом, Европу необходимо снова евангелизировать.

— Каким же образом это сделать? Как достучаться до нынешнего интернет-поколения с клиповым мышлением? Специалисты утверждают, что современные люди тратят лишь несколько секунд на решение слушать или смотреть. Как их зацепить за эти мгновения?

— Не стоит попадать под влияние  подобных маркетинговых ошибок. Все это обман. Современные люди не отличаются от своих прадедов. Они такие же. То, что у них короткий круг внимания, это понятно, потому что к ним все вокруг пристают…

Но если действительно появится необходимость и желание, то появится и язык, который поможет ответить на эти потребности человека. Я не переживаю по этому поводу. Если люди ищут, то будут терпеливо ждать и посмотрят все, даже то, что длится дольше этих нескольких секунд. А если будет пусто внутри, то никаким шоу или зрелищем их не задержишь.

02

— Сейчас в сети множество всевозможных пропагандистских плакатов, роликов рекламирующих христианские ценности, веру… На ваш взгляд можно ли так действовать?

— Пропагандировать… Все зависит от того, как мы понимаем это слово. Рекламировать? Можно, но я не знаю, стоит ли? Можно и так достичь сознания людей. Но, действуя таким образом, мы ставим веру на уровень товара. Это не лучшее для нее место. Оно принижает веру. Но можно людям показать, что вера существует. Это не будет для них великим открытием, вы не станете первооткрывателями. Однако при этом необходимо помочь людям понять веру, узнать, что это такое, что она из себя представляет.

— Спасибо!

Беседовал Михаил Фатеев
Фотографии Александры Щеглинской и о. Кирилла Горбунова

Оставьте комментарий