Иисус Христос – наш Спаситель, это основная истина нашей веры. Даже не осознавая этого, мы исповедуем ее каждый раз, когда говорим «спасибо». Как известно, это слово родилось из соединения двух слов: «спаси Бог». В символе веры мы исповедуем, что Христос воплотился ради нашего спасения. Мы называем Его Спасителем, таково буквальное значение Его имени: имя Иисус значит «Бог спасает». Тем не менее нашим современникам зачастую трудно понять, что такое спасение. Мы не понимаем, от чего нас нужно спасать или понимаем это слишком внешним и земным образом: как избавление от всех бед нашей жизни.
Чтобы понять, что означает спасение, нужно вспомнить о желании счастья, присущем каждому человеку, о котором мы говорили, размышляя о Заповедях Блаженства. Любой человек стремится к полноте жизни, к наполненности ее смыслом. С другой стороны, человек на своем опыте переживает свою неспособность достичь этой полноты. Мы обнаруживаем в себе противоположные силы, как бы влекущие нас в разные стороны, раздирающие душу, мешающие достичь счастья. Об этом сокрушается апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19). Только осознавая эту жажду полноты жизни и невозможность своими силами достичь ее, мы можем понять, что такое спасение. Парадокс спасения во Христе заключается в том, что христиане не отрицают ни своей неспособности достичь полноты жизни, ни своей слабости, они исповедуют их, как апостол Павел, однако с радостью и благодарностью ожидают получить эту полноту от Бога.
Спасение как освобождение и исцеление
Библия, говоря о спасении, использует два образа. Первый образ – освобождение. С самого начала священной истории Бог предстает как Тот, Кто освобождает: «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх 3, 10). Бог освобождает свой народ от египетского рабства, а переход через Красное море становится символом этого освобождения. Когда христиане называют Христа Спасителем, это значит, что Он освобождает нас. Однако на этот раз освобождение носит внутренний характер: это освобождение от порабощения греху и смерти.
Павел говорит, что Христос – наш Искупитель. Искупление здесь также надо понимать как освобождение. В древнем мире существовала практика уплачивать выкуп за раба, которого человек хотел освободить. Так же, как Бог освободил Израиль от египетского рабства, Он во Христе «выкупает» нас от внутренней склонности ко злу, следствием которой является смерть. Как пишет апостол Павел в послании к Галатам: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братья» (Гал 5, 1.13). В молитве Господней мы тоже просим об избавлении: «…но избавь нас от лукавого».
Второй образ спасения, который мы встречаем в Священном Писании, – исцеление. Врачуя недужных, Иисус часто говорит им: «Вера твоя спасла тебя». Возвращение физического здоровья – лишь знак исцеления души. Выздоровление символизирует полноту жизни. Исцеление прокаженных, например, означало не только избавление от страшной болезни, но и возвращение в человеческое общество, поскольку прокаженные были изгоями. Однако Христос делает гораздо больше, чем освобождает и исцеляет нас. Он возвращает нам достоинство детей Божиих. Евангелист Иоанн возвещает, что Иисус пришел, чтобы «мы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин 10, 10). Полнота жизни, о которой говорит Иоанн – не просто полнота человеческой жизни, это приобщение к Божественной жизни, обо́жение.
Теперь мы можем лучше понять, что значит выражение «Христос – единственный Посредник» (см. 1 Тим 2, 5). Смысл спасения, которое Он совершает, заключается в том, что Он, с одной стороны, передает человеку дар усыновления от Бога Отца, а с другой стороны, от имени человека отвечает на любовь Бога совершенной любовью.
Важнейшие черты нашего спасения
Теперь хотелось бы поговорить о важнейших чертах этого спасения, которое одновременно является освобождением и исцелением.
1. В Библии спасение никогда не понимается как дело индивидуальное. В самом начале священной истории книга Исхода говорит, что Господь хочет спасти Свой народ. Мы, в свою очередь, веруем, что спасение совершается только в Церкви – новом народе Божием.
Верить, что спасение возможно только в Церкви, означает, что мы отвечаем за спасение других. Часто, когда Христос исцеляет больных, это происходит не благодаря усилиям или вере самого нуждающегося в исцелении, но тех, кто за него ходатайствует. И мы, христиане, также ответственны за спасение наших братьев и сестер, за спасение всего мира. Известна формула св. Киприана Карфагенского: «Вне Церкви нет спасения». Конечно, речь здесь идет не только о Церкви видимой, но обо всех искупленных во Христе, число которых никто не в силах сосчитать. Христос умер ради спасения всех людей.
2. С другой стороны, книга Исхода свидетельствует, что спасение происходит не в один момент, это не единичный акт. Ухода из Египта, перехода через Красное море было не достаточно для того, чтобы Израиль стал по-настоящему свободным. Бог ведет его долгим путем в землю обетованную, воспитывая, чтобы народ стал способным принять от Него спасение. Для нас, христиан, обращения и крещения также не достаточно для спасения, хотя они необходимы. Перед нами – длинный путь, на котором Бог все больше открывает и очищает наше сердце, чтобы оно могло вместить Его дар.
3. Спасение постепенно распространяется на весь мир. Слово «мир» несет в себе отнюдь не этнический смысл: речь не о том, что оно распространяется на все народы. Имеется в виду прежде всего спасение не только праведников, но и грешников, тех, кто отвержен обществом. Это особенно хорошо видно в истории мытаря Закхея: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19, 10). Также важно сказать, что к спасению предназначено не только человечество, но и всё творение. Апостол Павел учит: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим 8, 19).
4. Спасение не может совершиться без участия человека. Как учили Отцы Церкви, «Бог, сотворивший нас без нас, не может спасти нас без нас самих». Иисус делает нас участниками нашего спасения. В чудесах, которые Он совершает, подразумевается участие самого человека, усилия с его стороны: «Пойди умойся в купальне Силоам… Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин 9, 7); «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин 5, 8); «Пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (Лк 17, 14). Исцеление взывает к нашей ответственности, так как, исцелившись, мы должны продолжать дело спасения в своей жизни.
Иакинф Дестивель ОР
Библейские тексты для обсуждения
Исцеление немощей человеческих – знак спасения: Мк 9, 14-29
Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
Призвание всех ко спасению во Христе: Лк 19, 1-10
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Молитва: Псалом 124 (123)
Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею;
прошли бы над душею нашею воды бурные.
Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Библейские тексты для самостоятельного размышления:
Рим 6, 1-14
Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Рим Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Ис 55, 1-7
Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
Вопросы для размышления: Спасение, проповеданное Христом – это исцеление, освобождение. Как это проявилось в Вашей жизни? Как это влияет на Вашу дальнейшую жизнь?
Традиция Церкви о спасении
Святой Ефрем Сирин. Размышления о домостроительстве нашего спасения.
Изумляться и удивляться должны мы, Господи, что Ты – и Бог и Человек. И изумление и удивление да будут в нас неразлучны. Да раздается глас бесконечной хвалы! Да сияет нам, Господи, видимый свет Твоего человечества, да сияет и сокровенный свет Твоего Величия. Один свет да сочетается с другим светом, и да воссияет нам Солнце правды!
Услышал Тебя мертвый, – и стал для нас преобразованием. Внял Ты слепому, – и сделался он для нас примером. Услышал Тебя мертвый, – и препобедил смерть. Внял Ты слепому, – и он препобедил тьму. Как услышал Тебя мертвый, так и все мертвые в воскресение услышат глас Твой. Внял Ты слепому, внемли же и всякому живущему, как внял ему. Услыши и меня, Господи, как Вартимея. Мы слышим Тебя, как Лазарь.
Воля Твоя, Господи, подобна Тебе. Воля Твоя, при всех изменениях, пребывает единой. Она восхотела и украсила всякую тварь. Волю Твою не может судить ни один человек. Воля Твоя есть воля и Отца Твоего. Воле Твоей благоугодны и мы, и наше благо. И наша воля да будет благоприятна Тебе. Да будет же изволение Твое, Господи, и милосердно приобрести нас Себе.