Путь катехумена

Крещение – одно из трех таинств христианского посвящения, включающего также миропомазание и евхаристию. Но крещение – врата ко всем таинствам. Пий XI сказал, что самый великий день в жизни Папы – это день его крещения. Его утверждение основано на том, что перед огромным даром, получаемым нами в таинстве крещения, – даром усыновления, «властью быть чадами Божиими» (Ин 1, 12) – меркнут любые другие приобретения, достижения и успехи.

Крещение в домостроительстве спасения

Слово крещение происходит от греческого слова baptizein, означающего погружение. Во всех религиях вода священна, ибо она очищает и возрождает. В Ветхом Завете вода имела двоякое значение. Это, с одной стороны, символ жизни, очищения, чистоты. В начале книги Бытия вода, оплодотворенная Духом, становится началом жизни. Но, с другой стороны, вода – символ зла, потому что это среда, где обитают темные силы, чудовища, левиафан. В ковчеге Ноя, плававшем по водам всемирного потопа, Церковь видит прообраз спасения через крещение. Во время потопа вода губит, но и обновляет землю. Многозначность воды видна и в эпизоде перехода через Красное море, который также предвещает освобождение крещением. Переход народа Божия через Красное море можно понимать как его победу над силами зла. Переход через Иордан, благодаря которому Израиль вошел в землю обетованную (образ вечной жизни) – тоже прообраз крещения, которое ведет нас к новой жизни.

Христос исполняет нового смысла все эти древние образы очищения водой. Господь начинает благовестие и служение с крещения, его заповедью Он завершает его. Иисус начинает проповедовать с того, что просит Иоанна крестить Его в водах Иордана. В конце Своего земного пути, как говорит Евангелие от Матфея, Спаситель посылает апостолов идти крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Принимая иоанново крещение покаяния, предназначенное для грешников, Иисус возвещает будущую тайну Креста, берет на Себя грехи мира, от которых ученики Иоанна Крестителя омылись в водах Иордана. Христос полагает начало новому творению, так как не Его очищает вода, но Он очищает воду Иордана, освящая тем самым всё творение. Дух Божий, носившийся над водами при сотворении мира, почиет на Христе при Иордане. Связь между крещением и Страстями подтверждает сам Христос: Он говорит о грядущих Страстях как о крещении, которым Ему должно креститься. Крещение Христа является одним из откровений Пресвятой Троицы. Дух Святой в образе голубя сходит на Иисуса и слышится глас Бога Отца. Поэтому восточная Церковь называет этот праздник Богоявлением.

После Пятидесятницы первые христиане начали совершать крещение. Крещение всегда связано с обращением и верой. Петр говорит народу, что следует креститься во имя Иисуса Христа: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян 2, 38). Впоследствии апостолы крестят всех, уверовавших во Христа. Так, апостол Павел говорит стражнику, который его охранял: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян 16, 31-33).

Крещение как переход

Крещение символически может быть обозначено как переход – переход от ветхой жизни к новой, от падшего к новому творению. Можно выделить три действия крещения в человеческой душе.

1. Первое действие крещения – прощение грехов. В Символе веры мы исповедуем веру в «единое крещение во отпущение грехов». Подобно тому, как народ Божий перешел через Красное море и этим одержал победу над силами зла, так и мы в крещении побеждаем грех. Крещение облекает нас в смерть и воскресение Христа. Апостол Павел в послании к Римлянам учит, что крещением верующий приобщается смерти Христа, чтобы с Ним воскреснуть (см. Рим 6, 3-4). Этот переход ведет нас от смерти к жизни, так что мы умираем для греха и воскресаем для вечности. Крещение совершается во оставление грехов, таким образом оно омывает душу от всякой скверны, от всего, что мешает ей войти в Царство Божие, от первородного греха и всех совершенных до этого личных грехов. Крещение освобождает нас от тяжелейшего последствия греха – отделения от Бога. Однако некоторые земные последствия греха остаются: это склонность ко греху, все наши слабости, а также страдания, болезни и смерть.

2. Крещение не только очищает от греха, но и делает человека новым творением: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5, 17). Символом второго действия крещения являются белые одежды, получаемые новокрещенным. Чадо Божие по усыновлению становится сопричастным Божественной природе, «соделавшись причастниками Божеского естества» (2 Петр 1,4).

Через крещение мы входим в жизнь Пресвятой Троицы. Крещенные во имя Отца, мы становимся детьми Божиими, как об этом часто говорит евангелист Иоанн: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3, 1). Крещенные во имя Сына, мы облекаемся во Христа, и как апостол Павел можем сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20). Крещенные во имя Святого Духа, мы становимся храмом Духа Святого. Под влиянием Святого Духа христианин призван свидетельствовать о своей вере и служить своим братьям.

3. Третье действие крещения – наше приобщение к Церкви. Крещенные во Христе становятся членами одного Тела. Эти узы упраздняют все человеческие различия: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 26-28).

Христиане становятся живыми камнями, из которых созидается Церковь (1 Петр 2, 5). Через крещение христианин приобщается троякой миссии Христа: миссии священника, царя и пророка. Потому мы говорим, что крещение есть основание общего священства верных. Апостол Петр выражает эту истину в своем послании, обращенном ко всем крещенным, а не только к священникам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр 2, 9).

Крещение запечатлевает человека неизгладимой духовной печатью. Именно поэтому никогда нельзя совершать крещение повторно, в том числе в случае перехода из одной Церкви в другую.

Крещение – основание общности всех верных, в том числе тех, кто не находится в полном общении с Католической Церковью. Крещение дает основание всем христианам, без различия конфессий, считать себя братьями и сестрами.

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Мф 3, 13-17
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Гал 3, 26-29
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Иез 36, 24-28
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.

Молитва: Псалом 30 (29)
Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня
и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе,
и Ты исцелил меня.

Господи! Ты вывел из ада душу мою
и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

Пойте Господу, святые Его,
славьте память святыни Его.

Ибо на мгновение гнев Его,
на всю жизнь благоволение Его:

вечером водворяется плач,
а наутро радость.

И я говорил в благоденствии моем:
“не поколеблюсь вовек”.

По благоволению Твоему, Господи,
Ты укрепил гору мою;

но Ты сокрыл лице Твое,
и я смутился.

Тогда к Тебе, Господи, взывал я,
и Господа [моего] умолял:

“Что пользы в крови моей,
когда я сойду в могилу?

будет ли прах славить Тебя?
будет ли возвещать истину Твою?

Услышь, Господи, и помилуй меня;
Господи! будь мне помощником”.

И Ты обратил сетование мое в ликование,
снял с меня вретище и препоясал меня веселием,

да славит Тебя душа моя и да не умолкает.
Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

Библейские тексты для самостоятельного размышления: Мф 3, 13-17; Гал 3, 26-29;

Ис 42, 1-7
Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме—из темницы.

Вопросы для размышления: Зачем Иисус Христос пришел принять крещение от Иоанна? Почему Вы приняли решение креститься?

Традиция Церкви о крещении

Литургия крещения (из Чина Христианского посвящения взрослых)

Напутствие предстоятеля
Крещаемый вместе с восприемником подходит к купели. Предстоятель говорит:
Священник:Возлюбленные братья и сестры! Воззовем к милосердию Бога об (имярек), который (которая) просит о крещении. Пусть Бог, Отец всемогущий, призвавший его (ее) и приведший к этому часу, озарит его (ее) светом и щедро одарит силой, чтобы он (она) всем сердцем соединился (соединилась) со Христом и исповедовал (исповедовала) веру Церкви. Да ниспошлет Он ему (ей) новую жизнь в Святом Духе, Которого мы будем призывать снизойти на эту воду.

Освящение воды
Затем предстоятель подходит к купели и произносит молитву над водой.

Отречение от зла
После освящения купели предстоятель спрашивает крещаемого:
Священник: Отрекаешься ли ты от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?
Крещаемый отвечает: Отрекаюсь.
Священни: Отрекаешься ли ты от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над тобою?
Крещаемый отвечает: Отрекаюсь.
Священник: Отрекаешься ли ты от сатаны, виновника и князя греха?
Крещаемый отвечает: Отрекаюсь.

Исповедание веры
Затем предстоятель спрашивает кандидата:
Священник: (Имярек), веруешь ли ты в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?
Крещаемый отвечает: Верую.
Священник: Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рожденного Девой Марией, страдавшего и погребенного, воскресшего из мертвых и восседающего одесную Отца?
Крещаемый отвечает: Верую.
Священник: Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?
Крещаемый отвечает: Верую.

Крещение
Предстоятель зачерпывает из купели крещальную воду и, троекратно возливая ее на голову крещаемого, крестит его во имя Пресвятой Троицы:
Священник: (Имярек), Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА,
льет воду на голову крещаемого в первый раз,
И СЫНА,
льет воду на голову крещаемого вторично,
И СВЯТОГО ДУХА.
льет воду на голову крещаемого в третий раз.
Восприемник возлагает правую руку на правое плечо крещаемого.

После крещения верующие могут спеть или произнести краткое славословие:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Помазание святым миром
Если по какой-то особой причине непосредственно после крещения не совершается таинство миропомазания, то после погружения в воду или возлияния воды предстоятель в соответствии с принятым обычаем совершает помазание миром новокрещенного, произнося следующие слова:
Священник: Бог всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший тебя водою и Святым Духом и даровавший тебе отпущение всех грехов, Сам да дарует тебе помазание спасения, чтобы, сопричтенный (сопричтенная) ко святому Его народу, ты пребывал (пребывала) в единении со Христом – Священником, Пророком и Царем – ради жизни вечной.
Новокрещенный отвечает: Аминь.
Предстоятель в молчании помазывает святым миром темя новокрещенного.

Облачение в белую одежду
Священник: (Имярек), ты стал (стала) новым творением и облекся (облеклась) во Христа. Прими белую одежду и сохрани ее незапятнанной вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.
Новокрещенный отвечает: Аминь.
Восприемник надевает на новокрещенного белую одежду.

Вручение зажженной свечи
Затем предстоятель, взяв в руки пасхал или прикоснувшись к нему, говорит:
Священник: Крестный отец (крестная мать), подойдите, чтобы передать свет новокрещенному.
Восприемник подходит и, зажигая свечу от пасхала, передает ее новокрещенному.
Затем предстоятель говорит:

Священник: Ты стал (стала) светом во Христе. Поступай всегда как дитя света, сохрани твердость веры, чтобы вместе со всеми святыми ты мог (могла) встретить грядущего Господа в Царстве Небесном.
Новокрещеный отвечает: Аминь.

Оставьте комментарий