В «Книге крещений римско-католической церкви св. Екатерины» Санкт-Петербурга за май 1861 года находится следующая запись:
№: 135
прозвание крещаемых: Антоний Малецкий
число рождения: 17
число крещения: 6
1861 года 6 дня в Санкт-Петербургской приходской св. Екатерины церкви священником Д.О. Чеславом Коцяковским, окрещен младенец по имени Антоний со всеми обрядами таинства.
Капитана Иосифа Малецкого и его жены Владиславы, урожденной Сухоржевской законный сын, родившийся 17 апреля того же года в приходе сей церкви.
Восприемниками были поручик Станислав Родкевич со своею женою Оливию
Всего в 1861 году было окрещено 379 детей.
Ранее в сентябре 1859 года Оливия, до замужества Неронович, была крестной матерью первого сына Малецких Иосифа, крестным отцом Иосифа записан полковник Феодор Рокицкий. Семейство Рокицких имело особое значение в жизни католиков Санкт-Петербурга.
Семья Малецких проживала в Санкт-Петербурге по адресу: 7-ая Рождественская ул ( в настоящее время это 7-ая Советская), д. 6 кв. 4.
Иосиф Дементьевич Малецкий, имея военный чин капитана, служил в должности коллежского асессора в Департаменте военных отчетов Государственного контроля2. Чин и должность Иосифа Малецкого соответствовали 8 классу из 16 существовавших в табели о рангах, следовательно, семья принадлежала к нижней части дворянства.
Обучение детей в таких семьях являлось фундаментом их будущей карьеры и, очевидно, ближайшим к дому оказалось Училище св. Анны при лютеранской церкви. Принадлежавшее к старейшим и лучшим в Петербурге, основанное в 1737 году, Училище св. Анны в середине Х!Х века было одним из 3-х существовавших в Санкт-Петербурге учебных заведений при иноверческих церквях. Училище состояло из двух отделений — реального и гимназического и дополнительного женского отделения.
В Санкт-Петербурге в это время имелось 5 гимназий и 7 уездных училищ. Многочисленные приходские школы давали только начальное образование, гимназии готовили к поступлению в университет и медицинские вузы. Выпускникам реальных отделений, как правило, в дальнейшем приходилось завершать образование для военной службы в одном из 3-х училищ – Константиновском военном, Михайловском артиллерийском либо в Николаевской инженерной академии и училище.
В семье Малецких, как это часто бывало, для сыновей предполагался служебный путь отца. Училище св. Анны, кроме близости к дому (Кирочная, 8), было привлекательным еще и своими образовательными программами. Закон Божий преподавали в отдельных группах три священника разных конфессий. Во время обучения Малецких это были лютеранский пастор Отто, католический священник-магистр Петров из церкви св. Екатерины, и православный протоиерей магистр Преображенский.
Принимали детей в возрасте 9-10 лет.
Учебный год начинался 8 августа, а программа занятий в реальном училище распределялась следующим образом:
Закон Божий – 16 часов
Русский и французский языки – по 32 часа
Немецкий язык – 27 часов
Английский язык в 3 и 4 классах — по 16 часов
Арифметика – 16 часов
Алгебра и геометрия – 22 часа
Естественная история и география – 10 часов
Физика и химия – по 6 часов
Рисование – 14 часов
Таким образом, воспитанники реального училища получали хорошую подготовку в знании языков для последующего чтения книг по специальности, а также преобладало знание математики и рисования для обучения инженерному делу, строительству фортификационных сооружений.
Сложно предположить, по какой причине Антоний Малецкий кончил 5 классов из 6-ти в Училище св. Анны и был переведен в частный пансион для подготовки к поступлению в Николаевское училище. Возможно, одной из причин явилась забота родителей о здоровье сына. Как пишет директор училища Юлий Кирхнер: «Тяжкие испытания пали из-за распространившихся в городе болезней. В училище оплакали ни одну смерть… Многие из учеников всех трех отделений (включая женское) хворали корью».
Заботами родителей Антоний Малецкий после годовой подготовки в частном пансионе поступил в Николаевскую Инженерную Академию.
Николаевская Инженерная Академия располагалась в Михайловском замке и занимала достойное место среди образовательных учреждений. Достаточно вспомнить, что в ней учились Ф.Достоевский и Н.Лесков. В 70-е годы Х1Х века фортификацию преподавал инженер-полковник Цезарь Кюи, композитор «Могучей кучки».
Издания разных годов с названием «Николаевская Инженерная Академия и училище. Личный состав и распределение учебных и других занятий» позволяют представить характер этого учебного заведения.
В списках воспитанников юнкерского училища и самой Академии указано вероисповедание. Среди учащихся достаточно часто встречаются католики и лютеране. В старшем классе 39 человек, в младшем — 22, что свидетельствует о возможности поступления в классы разного уровня в зависимости от подготовки. Преподавали множество дисциплин необходимым военным инженерам.
Фортификация была одной из основных строительных дисциплин того времени, так как здесь учили не только созданию оборонительных сооружений, но и гражданских объектов; как-то жилые здания, сады, каналы и так далее.
Преподавали механику, строительное и архитектурное проектирование, теоретическую механику, геодезию, топографическое черчение, из военных дисциплин – историю замечательных осад, тактику, военную администрацию. В младших классах юнкерского училища только по субботам был один час Закона Божьего. Язык преподавался удивительно однообразно. В классе давали для перевода общий текст, что, конечно, было ниже возможностей юного Малецкого. После классов занятия верховой ездой, гимнастикой, фронтовое учение, фехтование, обучение танцам. Но, сверх того, ежедневно в течение часа, занятия в мастерской токарными и столярными работами. А по воскресеньям — кузнечное и слесарное дело. Каникул не было. Но в календаре, помещенном в справочнике училища, указано 29 праздничных дней, не считая пасхальной и рождественской недель. И эти дни А.Малецкий мог проводить дома.
Николаевское училище давало хорошую подготовку и имело замечательных выпускников, но Антоний Малецкий выбрал иной путь. В 1879 году, оставив училище, он поступает в только что открывшуюся в Петербурге католическую семинарию. Первый шаг на пути к призванию был, конечно, сделан не без влияния родственников и католической среды, семейства Рокицких. Феодор Рокицкий был крестным отцом старшего брата, Урбан Рокицкий – профессор римско-католической Духовной Академии. На деньги семьи Рокицких содержалась католическая каплица св. Казимира в богадельне при Смольном монастыре. Вероятно, не без участия Станислава Рокицкого, проживавшего вблизи костела св. Станислава (Торговая, 21) были найдены помещения для семинарии на Екатерингофском проспекте в доме 66.
Замечательное семейное окружение, хорошее образование формировали юношу. Но позднее в своей краткой автобиографии созданной под арестом на Лубянке Антоний Малецкий напишет о себе: «Пораженный низким моральным уровнем решил поступить в семинарию в 1879 году».
Рассматривая факты ранней биографии, программы обучения, можно заметить, что годы детства и юности были периодом, в котором юноша Антоний осмыслил свое призвание. Он не видел себя на инженерном или военном поприще, ни в литературных переводах, хотя хорошо знал языки. Он хотел служить Богу и людям, потому что видел необходимость христианского служения обществу, католикам Санкт-Петербурга.
Тогда, в годы учебы и взросления Малецкого, в десятилетия после отмены крепостного права, развитие промышленности привело к резкому росту городского населения. В поисках работы прибывали люди из западных губерний России и входящего в ее состав Царства Польского. Если в 1866 году население Петербурга составляло 490808 человек, то в 1880-х годах оно увеличивается в 4 раза. Сложности повседневной жизни не способствовали сохранению моральных устоев. В мемуарах Петербург часто вспоминают, как громадный город с большим количеством пришлого населения, благоприятствовавшего легкости нравов. Сюда приезжают на заработки отдельно от семьи, или одинокие мужчины и женщины. Развивается пьянство, нужда, толкающая молодых женщин на случайные связи. В столице есть много людей, прожигающих жизнь, ищущих различных приключений. В результате всех этих обстоятельств рождалось много внебрачных детей, так называемых незаконнорожденных. Часто бывали случаи, когда младенцев подкидывали – тайком оставляли в подъездах, перед дверьми квартир, в вагонах, на вокзалах и пр.
Воспитанный в католической семье, юноша был поражен аморальностью общества. Но любовь к людям вела по христианскому пути. В 18 лет Антоний Малецкий еще не знал своего будущего служения, хотя полученные в юные годы знания применил в своей последующей жизни, организуя обучение в приюте. Но, главное, Антоний Малецкий понял свое призвание – путь в семинарию, служению Христу. Сердечную привязанность к окружающим людям проявлял отец Антоний до конца жизни.
В 1933 году он пишет письмо:
« Представителю Польского Красного Креста Екатерине Павловне Пешковой. Москва.
21 ноября сего 1933 года я окончил свою трехлетнюю высылку в Братском районе с. Падун. Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой исходатайствовать мне возврат в родной гор. Ленинград — там я родился, окончил науки, посвятился в духовный сан и во епископы и прожил там 45 лет, в старых летах и больной, старик 73 лет, хотел бы там умереть.
Антоний Иософович Малецкий.
Мой настоящий адрес: Иркутск, ул. Красной Звезды № 4-30 Костел.»
В родной город вернулась память об этом необыкновенном человеке-священнике по призванию, поляке по национальности, петербуржце по рождению и служению.
Валентина Михайловна Белковская