История, рассказанная нам сегодня в Евангелии, может показаться странной. В начале этого отрывка все «дивились словам благодати, исходившим из уст Его», в конце этого же эпизода те же люди исполнились ярости и хотят Его убить. Откуда это, почему такое превращение? Одна суббота в синагоге Назарета обобщает всю жизнь Христа. Но эта история ставит и нас перед вопросом – вопросом об отношениях со своими и чужими, с ближними и дальними.
Во-первых, отношения с ближними. Жители Назарета, знавшие Христа с детства, Его родственники, с трудом верят в то, что Он может быть пророком и говорить от имени Бога. По словам Самого Христа «никакой пророк не принимается в своем отечестве». Господь творил чудеса в Капернауме по вере его жителей. Назаретяне не могли постичь, что Иисус, тридцать лет проживший с ними на соседней улице, был образом Бога невидимого, самым таинственным и необыкновенным существом на свете. И для нас это повод подумать о том, как мы воспринимаем наших ближних. Мы часто как бы запираем хорошо известных нам людей в клетке нашего о них готового мнения, и не способны увидеть их тайну, услышать, как Бог говорит с нами через них. Всегда ли мы готовы открывать в самых близких и понятных нам людях, в наших супругах, детях, родителях, коллегах по работе, новое и незнакомое, и осознать, что они могут стать пророками, посланными нам Богом?
Вторая проблема, перед которой ставит нас этот текст: если настроение слушателей так резко меняется, то прежде всего потому, что Христос затрагивает их отношения с чужими, сравнивает их и даже указывает на предпочтение чужих своим. Он напоминает историю сарептской вдовы, к которой, а не к другим вдовам Израиля, пришел пророк Илия, и исцеление Неемана сириянина Елисеем, тогда как были и другие прокаженные в Израиле. Этими примерами Христос говорит, что Бог являет Свою любовь всем людям. Бог пересекает все границы – общественные, национальные и религиозные. Для нас это повод задуматься о том, как мы сами относимся, например, к людям неблагополучным, к приезжим, к тем, кто отличен от нас национальностью, обрядом или конфессией, позволяем ли мы им стоять вровень с нами в Божием замысле спасения? Ибо если мы с трудом воспринимаем тайну Божию в близком человеке, мы с еще большим трудом способны осознать ее присутствие в чужаке. Нам легче иметь дело с тем, что происходит из нашей культуры, с теми, кто думает, как мы, кто ведет себя, как мы. Дальних мы не принимаем, потому что не хотим понять то общее, что нас объединяет.
Сегодняшнее Евангелие учит нас, что каждый ближний – не до конца нам известен, он в чем-то чужой, а каждый чужой – на самом деле нам ближний. Парадокс происшедшего в Назарете заключен в том, что люди, которых обуяла ревность, отвергают всех и все. За благо, данное не им, они не принимают родного им, Самого Христа, ревнуют Бога к таким же, как они, жителям Капернаума, и ненавидят иноплеменников. Так недоверие рождает ревность, ревность рождает ненависть, и отвергает волю Божию и Самого Бога.
Как можно разорвать эту цепь, изменить отношение к ближним и к чужим? Наверное, прежде всего это станет возможно, если по-иному взглянуть на самого себя. Нужно перестать видеть в себе единственное существо, достойное Божьего внимания, а стать одним из многих.
Единственный Божий ответ на все наши вопросы об отношениях между людьми содержится во втором сегодняшнем чтении, в гимне любви из послания апостола Павла к Коринфянам. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Только любовь может победить в человеке ревность, неприятие и ненависть. Только любовь может разрушить все стены между близкими и дальними, между своими и чужими. Христос пришел в Назарет, как и в Капернаум, как и в любой другой город, чтобы научить нас такой любви. Он Сам стал для нас примером этой любви.
Мы знаем от апостола Павла, что ныне «мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно”, что знаем теперь лишь “отчасти”. Пусть Господь научит нас смотреть на ближнего, на чужого нам и на самого себя открытым взглядом, как Он Сам смотрит на нас – с любовью. И тогда мы сможем увидеть Его “лицом к лицу”, и познать, подобно тому, как мы познаны. Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР