И, конечно же, немалое удивление вызывает то, что российские католики в этот день в первую очередь говорят о святых Кирилле и Мефодии, просветителях славян, которые были прочно связаны с Римским престолом и являются не менее католическими святыми, чем кто бы то ни было другой.
Братья Михаил (в монашестве Мефодий) и Константин (перед смертью принявший имя Кирилл) родились в греческом городе Солуни (современные Салоники) в семье крупного военачальника. Они с детства знали славянский язык и даже некоторые его наречия. Михаил был старшим из восьми братьев. Несколько лет он, подобно своему отцу, состоял на военной службе, даже какое-то время возглавлял небольшое славянское княжество, входившее в состав Восточной Римской империи, но затем он покинул столь блестящую карьеру и удалился в маленький малоазийский монастырь Олимп. При постриге он принял имя Мефодий.
Константин был младшим ребенком в семье. Еще в раннем детстве он обнаружил необыкновенные способности. Будучи маленьким мальчиком, он полюбил творения святого Григория Богослова и знал многое наизусть. Как одаренного ученика Константина отправили в константинопольскую академию, организованную при императорском дворе. Здесь он обучался у лучших наставников того времени и стал товарищем по учению для юного наследника престола Михаила III. В житие святого (по Житиям святых, составленным Св. Дмитрием Ростовским) читаем: «вскоре был обучен всей мирской мудрости: грамматике и гомеровской поэзии, риторике и философии, арифметике и астрономии и всей эллинской науке и был на удивление учителям своим, из-за такой быстроты ума своего прозван впоследствии Философом, т.к. преуспел в философии более других. Но не только же в эллинском языке был премудр, но и в других языках: римские писания изучил хорошо и сирийские диалоги и другие иностранные изучил языки».
Один из видных сановников предложил Константину руку своей дочери и обещал помочь с карьерой. Но будущий святой избрал иной путь. Он последовал за своим братом в монастырь… Однако молодого монаха быстро убедили, что с его дарованиями можно послужить делу Церкви не только в стенах монастыря. Так Константин вновь оказался в Константинополе, получил место преподавателя философии и библиотекаря храма святой Софии. Он прославился рядом побед в философский и богословских диспутах.
В 860 году по инициативе патриарха Игнатия и по поручению императора братья были посланы к хазарам. Эта миссия была чрезвычайно удачной. Братья не только обратили в христианство многих хазар, но и способствовали возвращению в Константинополь пленных греков.
В 862 году Растислав, князь Великой Моравии, которая территориально включала в себя большую часть нынешних Чехии, Словакии, часть Австрии, Венгрии и южной Польши, обратился к византийскому императору с просьбой прислать ему миссионеров, которые могли бы распространять Слово Божие на славянском языке. Император и патриарх отправили Константина Философа и иеромонаха Мефодия во главе группы славянских миссионеров, вероятно болгар, македонцев и сербов. Возможно, к этому времени Константин уже создал свою азбуку для славян, а позднее его ученики Климент и Наум Охридские перевели все основные богослужебные и вероучительные книги и части Священного писания на славяно-македонский или славяно-македонский диалект этой местности. А т.к. славянские наречия еще мало отличались друг от друга, диалект этих первых славянских книг был всем понятен и стал в то время общеславянским литературным языком.
Историки утверждают, что к моменту начала работы миссии у части славян уже была какая-то письменность. Это были руны, заимствованные, скорее всего, у готских народов. Они насчитывали около 16 знаков и не передавали даже основных звуков и были известны только жрецам. Большинство же славян не имело никакой азбуки.
При создании славянского алфавита за основу был взят греческий и к нему были прибавлены новые буквы: Б, Ж, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я. Эта азбука впоследствии получила название Кириллицы и до сих пор с некоторыми изменениями используется в ряде стран, в том числе в России.
Святые братья прожили в Моравии три года. За это время они обратили множество язычников. Были созданы школы, где преподавание велось на славянском языке. Успех миссии именно в том и состоял, что Константин и Мефодий учили и преподавали на понятном для жителей Моравии, а потом и Паннонии (эта территория охватывает часть современной Венгрии, Хорватии и Австрии), языке. Кроме того, они проводили богослужения все на том же хорошо понятном и доступном языке.
К сожалению, их работа была прервана войной. В 864 году франки под руководством князя Людовика Германского оккупировали Моравию, заставив Растислава признать себя вассалом франского императора. Немецкое духовенство обвинило братьев в ереси, утверждая, что введение богослужений на славянском языке — богопротивное дело. Они считали, что воздавать хвалу Господу можно только на трех языках – еврейском, греческом и латинском – тех, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем. В 868 году святые братья обратились за помощью в разрешении спора в Рим к папе Адриану II. Папа не только поддержал миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия, но и одобрил перевод на славянский язык Священного Писания и богослужебных текстов. Адриан II возложил принесенные братьями книги на престол храма святой Марии и разрешил совершать литургию на славянском языке в ряде римских церквей.
В Риме в 869 году слабый здоровьем Константин скончался. Его житие повествует о последних словах, обращенных им к брату: «мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».
В этом же году папа, посвятив Мефодия в сан епископа, вновь отправил его в Моравию. В 870 году по обвинению в нарушении иерархических прав на Паннонию и Моравию Мефодий был вызван на собор в Баварию, где был приговорен к тюремному заключению. Он пробыл в тюрьме три года и только новый папа Иоанн VIII заставил выпустить его на свободу. Последующие шесть лет были довольно спокойными в жизни святого. При его участии Церковь значительно расширяется, охватывая территории современной Чехии и Польши. Но в то же время прямой и принципиальный Мефодий боролся с распущенностью нравов светских правителей, чем вызывал у них величайшее раздражение. Не складываются и его отношения с местным немецким духовенством. Главным его противником становится – епископ Вихинг. Мефодий все время вынужден защищаться от предъявляемых ему обвинений.
В 883 году он приступил к переводу на славянский язык полного текста Священного Писания и отдельных произведений святоотеческой литературы. Так, в трудах и борьбе он и встретил смерть в 885 году.
В отличии от житий святых Кирилла и Мефодия сведения о святом Валентины не столь обширны, если не сказать скудны. Подлинных фактов о нем сохранилось совсем не много. Мало того, неизвестно был ли один святой Валентин или же их было двое. Дело в том, что в день 14 февраля Римский Мартиролог, написанный в 354 году, вспоминает двух Валентинов, оба они были казнены на Дороге Фламиниана, только один в Риме, а другой недалеко от Терни, в 60 милях от Вечного Города. Первый, Валентин Римский, был священником и, по преданию, погиб в 269 году во времена преследований Клавдия Гота. Второй был, согласно легенде, был епископом города Трени. Кстати, он сам и его мученическая смерть упоминаются также и в Мартирологе св. Иеронима, составленном в середине V века.
Среди историков нет общего мнения о количестве святых Валентинов. Хотя большинство все же предполагают, что святой епископ для совершения казни был привезен из Терни в Рим и именно поэтому возникло два места его почитания. Исходя из этого, одного и того же святого внесли в Мартиролог дважды.
Культ святого Валентина распространился в Средние века. Интересно, что в германских странах он считается заступником при серьезных психических заболеваниях и при эпилепсии, а в англосаксонских и некоторых романских странах он покровительствует влюбленным.
Традиция так называемых валентинок также возникла в Средневековье. Предполагают, что она пришла из Англии. Жители Туманного Альбиона заметили, что с этого дня начинается брачный период у птиц, и решили, что в этом кроется особый знак, отмечающий пору любви. В день святого Валентина они посылали своим возлюбленным короткие, обычно стихотворные, послания с признаниями в любви. На континент этот обычай привез некий французский поэт, проведший длительное время в английском плену. И валентинки быстро обрели популярность сначала во Франции, а потом и по всей Европе.
Подарки с прикрепленными к ним сердечками – это уже современное явление. В начале XX века американский торговец, стремящийся к увеличению объемов продаж, стал прикреплять к каждой сделанной в его магазине покупке бумажной сердечко. Идея запомнилась и на следующий год это нововведение было подхвачено другими магазинчиками, а через пару лет оно распространилось по всему миру.
Анна Гольдина