Христиане первых веков были уверены: община, или общение святых – это сама Церковь, собранная вокруг Воскресшего и Его Трапезы. И если в наши дни попытаться преодолеть свойственный современному человеку пессимизм, взору откроются удивительные вещи, очевидные для раннехристианской общины.
Восприятие церковной общины как собрания святых (не будем, конечно, забывать, что одновременно она же – больница для грешников), означает, что внутри нее каждый способен исполнять по отношению к братьям и сестрам ту же миссию, какую мы возлагаем на наших небесных покровителей. Святые ходатайствуют перед Богом, святые подают пример, святые, в конце концов, вдохновляют и помогают – иногда незримо, а иногда вполне осязаемо.
Святые на небесах помогают тем, кто пребывает на земле, становиться святыми – то есть приходить к спасению и к единению с Господом. В конечном счете, любое служение в церковной общине – будь то миссия служебного иерархического священства или миссия царственного священства мирян – не что иное, как помощь ближнему своему на пути к святости.
«Что ты сделал сегодня, чтобы Вася-с-соседней-скамейки стал святым»? Впрочем, вовсе не обязательно сразу хватать брата Васю за шиворот и тащить его на реколлекции, или призывать его покаяться в съеденной котлете, запах которой Вы засекли в пятницу. Возможно, все, что ему требуется для встречи с Иисусом – это как раз тишина и молчаливое терпение. Пути Господни – а также пути Васи к святости – неисповедимы, и, к счастью, нам не дано знать, какая помощь, какое «служение», в какой момент и для кого окажутся решающими. В этом мы пока не достигли знания, присущего святым на небесах. Но можно быть уверенным в том, что если открывается возможность сделать добро или хотя бы воспрепятствовать злу, проявить любовь и уважение, создать нечто прекрасное (живописное полотно или овсяную кашу!) – открывается и возможность явить Господа в мир, а значит – помочь кому-то встретиться с Ним. Об этом особенно важно помнить вне пределов привычной церковной среды: свидетельство и заступничество святых не зарезервировано только для узкого круга воцерковленных и правильных. Миссия святых – свидетельствовать в мире о Любви.
Святые, пребывающие на небесах в единстве с Господом, счастливы – Его присутствием, общением с Ним и друг с другом. Можно догадываться, что коли уж они и в земной жизни охотно служили ближнему, то и в жизни вечной радуются, когда слышат просьбы о ходатайстве и заступничестве. Счастливы не «результатом», а «процессом». Это важное умение – радоваться тому, что делаешь, спасительное и для того, кто делает, и для окружающих.
Как всем прекрасно известно, народное благочестие еще в эпоху Средневековья «зарезервировало» за особо почитаемыми святыми особую «сферу ответственности»: св. Себастьян – покровитель оружейников, св. Лука – врачей, св. Екатерина Александрийская – ученых, св. Томас Мор – юристов, а позднее мы узнали, что св. Исидор Севильский – покровитель Интернета… С одной стороны, такой подход отчасти «утилизирует» отношение к святым, но с другой – отражает важную правду. У каждого из нас, как и у святых, есть особый и неповторимый дар, благодаря которому можно сделать служение ближним еще более полным. Этот дар, «талант», особая харизма, у каждого особая и неповторимая, и чтобы раскрыть ее, нужно внимательно слушать свое сердце и призыв Бога в нем. Подражание святым само по себе прекрасно, но их истории даны нам в пример, а не для слепой имитации. Каждый святой совершал свой подвиг — великий или совсем незаметный – в особых исторических, социальных и культурных условиях, а их поступки и стиль жизни нередко воспринимались современниками как провокационные, подозрительнее и даже опасные. Словом, святые со щедростью оставили нам свой опыт, который важно и интересно узнавать и принимать во внимание, но каждый определен идти ко спасению своим путем. Святость Церкви как общины избранных, Тела Христова оставляет простор для наших индивидуальных несовершенств и грехов. Их проще и легче заметить в повседневной жизни, чем святость. Впрочем, мы для того и католики, чтобы научиться верить в разные малозаметные телесным очам абсурдные вещи, в числе которых – святость. Прославленные в лике святых мученики, девы, пастыри, святые мужи и жены, такие разные и непохожие друг на друга, учат нас видеть ростки святости в наших братьях и сестрах.
Кто знает, может быть, вера в то, что вот этот мой ближний (не слишком симпатичный и не слишком приятный, и лучше бы его тут не было) может стать святым, станет для него началом пути к реальному стяжанию святости. А святые на небесах да не оставят всех нас своей помощью.
Анастасия Паламарчук