Ко Дню Иудаизма (2)

Время идет, дети растут… Старый ребе всё в той же песне продолжает рассказывать о смысле слов: «… станет ясно из алфавита, где буквы вкривь и вкось, сколько горьких слёз в тех буквах скрыто, сколько пролилось». Да, к счастью и радости детства (как хочется, чтобы оно было таким у всех!) примешиваются боль от людских обид и несовершенства мира, в котором так много страданий и бед…

setterzelenaja

Они бывают маленькими:

«Шелковые крылышки, пташечка моя!
Улетела милая в дальние края.
Испугалась пасмурной осени она,
У окошка грустная я сижу одна». Зеленая утка. ОГИ. Книжники, 2011.

И бывают очень большими:

«Ветер свистел, выл, сёк по полным слёз глазам.
Хозяин крикнул: «Прыгай, Джек, потому что… ты видишь сам!»
Но Джек, припав к нему головой и сам дрожа весь,
Успел сказать: «Господин мой, я останусь здесь…»
На земле уже полумертвый нос положил на труп Джек,
И люди сказали: «Был пес, а умер, как человек». В. Инбер. Сеттер Джек. Текст, 2011.

И скажите, как бы их вынести, эти беды и горести, если Б-г не посылал бы нам иногда людей, чья жизнь и дела служат нам утешением и вдохновением?

mechtatelzascitnik

«Марк знал, что он не такой, как другие дети. Он мог видеть то, чего они не видели. В субботу, заворожённый молитвенным пением, Марк видел, как дома летают по воздуху … Мама, я хочу стать художником! … Помоги мне!».

Так вы уже, конечно, поняли, кто этот мальчик?

«… он просто пытался изобразить на холсте те чувства, которые наполняли его сердце с раннего детства. Это для Марка всегда оставалось самым важным. И это сделало его одним из величайших живописцев в мире».  М. Маркел. Мечтатель из местечка. История Марка Шагала. Серия Кешет/Радуга, Текст, 2010.

Ну, а «пан Старый Доктор», Хенрик Гольдшмит, известный всему миру как Януш Корчак, нуждается ли в рассказе о его жизни, перед которой можно только склонить голову в молчаливой молитве?

korczak

А знаете, какие он писал прекрасные молитвы? Почитаем их, улыбнемся! Ну не поразительно ли, как глубоко может взрослый постичь детскую душу?

Молитва мальчика: «…Знаю, просить некрасиво. Но ведь я прошу не Тебя, добрый мой Б-же. Ты мне ничего не давай — это дядюшка мой обещал подарить мне часы, если буду хорошо учиться. Ты мне только помоги: напомни дядюшке об обещании. А я постараюсь вести себя хорошо…. Хочу быть хорошим, но не получается. То вдруг кто-то разозлит, то подговорит подраться — а мне неохота, чтобы другие думали, будто я боюсь. То мне просто скучно, то очень чего-то захочется, чего как раз и нельзя. Сдержаться не могу, а потом жалею, что так поступил…»

И девочки: «…Б-же Всемогущий, обещала я маме, что больше не буду вредничать, обещала, что буду послушной. Обещать легко, но как сдержать слово. Боязно. Буду стараться — очень хочу. Но разве всегда получается так, как хочешь? Столько раз я давала себе слово: с завтрашнего дня все будет по-новому. Может, в этот раз так и будет. Сдержу слово — очень хочу сдержать. А Ты, Б-же Всемогущий, помоги мне … Б-же Всемогущий, если Ты хочешь, чтобы люди были добрыми и справедливыми, почему бы Тебе не создавать только добрых и справедливых? Почему позволяешь им грешить? Дал бы лучше людям волю посильнее, чтоб они слово держали…».

И воспитателя: «обращаюсь к Тебе, Г-споди, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату — человеку. Боюсь — не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет. Всегда пред Тобой я — смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив. Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно. Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую. Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд». Корчак Януш

И ведь, как бы ни было грустно, утешает? Но где утешение, там и мир. Какой мир, спросите вы? А вот такой, который Б-г зовет нас желать друг другу и просить у Него: «Да будет мир в крепости твоей, покой во дворцах твоих. Ради братьев моих и ближних моих скажу: мир тебе! Ради дома Г-спода Б-га нашего просить буду блага тебе. Тегилим 122, 7-9.

Недаром писатель, о чьей известности и говорить не надо, сделал своим псевдонимом слова «Мир вам!». Знаете его, конечно? Шолом-Алейхем. А вот еще одна знаменитость, лауреат Нобелевской премии, Исаак Башевис-Зингер. И Ури Орлев, лауреат Медали Х. К. Андерсена, главной международной награды детских писателей, в просторечии её часто называют малой Нобелевской премией.

szalomisaak

Так почему? Или —зачем, спросите вы, объединять детские книжки этих писателей?

Посмотрим! Сначала – почему? Мир – это мир от Б-га, который мы желаем себе и другим, и мир – это время и место, где мы обитаем, эпоха. Конец XIX и почти половина ХХ века. Жизнь со всеми ее горестями и радостями, цветом и запахом, временами года и религиозными праздниками, семейным укладом и школьной премудростью. Мир этот богат красотой языка и бьющей ключом жизнью. И эти книжки – его незамутненные зеркала.

А вот теперь – зачем? Хотим всё знать о том, как жили наши предки? Хотим уразуметь, какими они были, найти сходство и различие понятий, взглядов и суждений? Житейской мудрости? А она может пригодиться сейчас? Или прежде и раньше всего затем, чтобы прикоснуться к тому, что объединяет нас по сути – исполнению заповедей Б-га и служению Ему?

Вот, к примеру – ну какому мальчишке, скажите вы мне,  не хочется иметь ножик? И какой мальчишка не соблазнится в десять лет взять без спросу чужой ножик, если своего быть не может? Взять, и не положить на место? Украсть. «Впервые, с тех пор как ножик стал моим, это страшное слово приходит мне на ум. Украл? Значит, я вор! Просто-вор. А в Торе, в Десяти Заповедях, большими буквами написано: НЕ УКРАДИ».

И вы думаете, он мог это переживать скрыто? Его однокашник из хедера украл деньги и был при всех высечен розгами. Ножик наш герой выбросил в колодец, не смог признаться и отдать. А острейшие тайные мучения обернулись горячкой, после которой все стало на свои места.

«Ах, ах, как хорошо, как сладко сознание, что ты живешь, что ты честен, что ты не вор и не лгун. Я крепко-крепко прижимаю к груди Талмуд и, радостный, мчусь в хедер. И я даю клятву на Талмуде, что никогда не трону ничего чужого, никогда ничего не украду, никогда ничего не утаю, я буду всегда честен, честен, честен!» Шолом-Алейхем. Рассказы для детей. Мосты культуры/Гешарим, 2005.

Как вы думаете – хорошо или плохо, когда ребенок так воспринимает нарушение заповеди? Мы согласны, чтобы дети переживали такой катарсис?

Поглядим! Вот – Ханука, когда празднуют не только то, первое чудо с маслом для светильников, но вспоминают и о других чудесах, особенно, когда в них сомневаются дети:

«– Почему Б-г в древности творил чудеса, а в наше время больше этого не делает?– Что ты такое говоришь, сын мой? Б-г творит чудеса во все времена, просто мы это не всегда понимаем. Однажды на третий день Хануки маленький Цадок услышал про деревенского портного: тот лежит больной и даже дров купить не на что. Маленький Цадок знал, что в лесу за деревней нападало много веток. Когда он выходил, уже смеркалось, а до леса добрался – и вовсе стемнело. Малыш Цадок заблудился, но увидел во тьме три ханукальные свечи. Они возникли прямо перед ним и поплыли по воздуху. Цадок пошел за ними, и они вывели его к деревне, прямо к домику, где жил бедный портной. У самой двери свечи опустились на порог и превратились в три золотые монеты. Больной портной смог купить и хлеба своей семье, и дров, и масла для ханукальных светильников. – Папочка, я хочу отдать деньги, что я выиграл, больному портному. – Опять ты им проповедовал? – не без укора спросила мама. – Я рассказал им одну историю, – ответил отец. – Хочу, чтобы они поняли: то, что делал Б-г две тысячи лет назад, Он может делать и теперь». И. Башевис-Зингер. Рассказы для детей. Мосты культуры/Гешарим, 2010.

И мы так же в этом уверены?

zyczeniabegi

Ну, а теперь история про мальчика, который в шесть лет остался один посреди воюющей страны, где не щадили таких, как он. Он бежал всю войну от одних людей к другим, а потом к третьим и дальше, и снова по кругу – и каждый раз, когда ему надо было уходить, люди призывали на него благословение Б-жие. Он выжил и много лет спустя рассказал эту историю, и она стала утешительной книгой.

Да в чем же тут утешение? В том, что: «…Г-сподь даст силу народу Своему, Г-сподь благословит народ Свой миром. Тегилим 122:11 .

Силу даже в тяжкие времена поступать по заповедям… чтобы сохранить этот благословенный мир… Кстати, песне нашей подходит конец: «…где судьба бы вас ни носила, пусть и горек путь, в буквах, деточки, добро и сила, нашей жизни суть». У каждого из детей своя судьба, но и общая – если они оказались рядом… например, во времена мирные, когда не состоялась любовь:

«Бузя плакала. Бузя плакала – и весь мир облекся в печаль. Солнце перестало сиять. Речка перестала течь, роща – зеленеть, бабочки – летать, птички – петь. Бузя плакала. Она спрятала лицо в руках. Плечи ее вздрагивали, и она плакала все сильнее и сильнее… Так плачет малое дитя, когда почувствует, что потеряло родителей. Так плачет любящая мать над ребенком, которого у нее отбирают. Так плачет девушка, оплакивающая своего возлюбленного, отвернувшегося от нее. Так плачет человек над своей жизнью, выскользнувшей из-под его ног. Напрасны были мои утешения. Ни к чему были все эпитеты из «Песни песней», которые я приводил в моих речах. Бузя не хочет знать утешений. Бузя не желает слушать моих эпитетов. Слишком поздно, говорит она, слишком поздно я вспомнил о ней… Слишком поздно я оглянулся, что есть какая-то Бузя на свете. Бузя, у которой есть сердце, которое тоскует, и душа, которая рвется отсюда в другой мир… » Шолом-Алейхем. Песнь песней. Юношеский роман.

piesnopowiadania

Или во времена социальных потрясений, когда погибают родители и дети остаются сиротами на пороге юности: «…в полдень собрались в садике за церковью. Пришел Завель Бушель – долговязый худощавый парнишка с длинной тонкой шеей; пришел Авремл Кирбес – рыжеволосый, толстенький небольшого роста, всё лицо его было густо усыпано веснушками; пришел Яшка Смола – смуглый как цыган; пришел Айзик – парнишка с крепкими кулаками, которого все звали «Силач»; пришел Пиця – маленький пугливый мальчик. Отцов их расстреляли. У всех, кроме Мойшла Перчика, не было и матерей. Их матери умерли в эпидемию сыпняка, свирепствовавшего в годы гражданской войны, или были убиты … в большинстве своем ребята из Линищ были сами хозяевами своей судьбы». С. Годинер. Повести и рассказы. Советский писатель, 1961.

Да, мы, живущие сейчас, потомки времен и событий, в которых жили и действовали наши предки, возможно, «по разную сторону баррикад». И если боль наша, тех и других, не станет общей болью, то как же нам утешаться словами о мире, где. «…волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут. вместе; И будет играть грудной младенец над норою кобры. Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами». ЙЕШАЙА 11: 6-8.

Вот и кончен долгий день, за окном темно, и самое время посидеть в тишине, с Торой в руках, вспомнить детство и послушать на сон грядущий колыбельную…

youtube.

А. Годинер

Оставьте комментарий