Нужно сразу пояснить, что это слово [«pieta» (ит.) — 1. «сострадание», 2. «благочестие»] не следует понимать как «сострадание, сочувствие ближнему»; этот дар означает нашу принадлежность Богу и нашу с Ним глубокую связь — ту связь, которая придает смысл всей нашей жизни и позволяет нам твердо держаться веры и пребывать в единении с Богом даже в трудностях и страданиях.
Эту связь с Господом не следует понимать как обязательство или отношения, навязанные извне. Эта связь рождается в глубине души. Речь идет об отношениях, которыми живет сердце: о нашей дружбе с Богом, которую даровал нам Иисус, о дружбе, которая меняет нашу жизнь, воодушевляет нас и наполняет радостью. Поэтому дар благочестия побуждает нас, прежде всего, к молитве благодарения и прославления. И в этом, на самом деле, источник и подлинная суть нашей веры и нашего поклонения. Когда Святой Дух позволяет нам ощутить присутствие Господа, осознать, как велика Его Любовь к нам, Он воспламеняет наше сердце и почти естественным образом побуждает к молитве и благодарению. Таким образом, благочестие — это синоним подлинного духа веры, сыновнего доверия Богу, способности обращаться к Нему с любовью и простотой, которой обладают смиренные сердцем.
Дар благочестия углубляет наши отношения с Богом, помогает все теснее соединяться с Ним и быть Его детьми, и в то же время он помогает нам обратить эту любовь к другим и увидеть в них братьев. И тогда мы действительно проявим сочувствие к тем, кто живет с нами рядом и кого мы встречаем каждый день. Некоторые думают, что быть благочестивым — значит закрывать глаза, делать благостное лицо, притворяться молящимся. Дар благочестия состоит вовсе не в этом. На самом деле, это способность радоваться с радующимися, плакать с плачущими, быть рядом с теми, кто скорбит, наставлять тех, кто заблуждается, утешать удрученных, оказывать поддержку и помощь нуждающимся. Смирение и дар благочестия тесно связаны. Дар благочестия, который мы получаем от Духа Святого, делает нас кроткими, спокойными, терпеливыми, примиряет с Богом, располагает смиренно служить ближним.
В Послании к Римлянам Апостол Павел утверждает: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим 8, 14-15). Будем просить Господа, чтобы дар Его Духа помог нам преодолеть наши страхи, наши сомнения, усмирил наш беспокойный, нетерпеливый дух и соделал нас радостными свидетелями Божией Любви.