Трансляция темной утрени в 8:00, торжественной Святой Мессы Навечерия Пасхи в 20.00.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА — это день тишины. Вся Церковь бодрствует при Гробе Господнем и размышляет о Тайне Спасения. Литургия в этот день не совершается, нередко в церквях публично читаются Литургические Часы (Утреня и Час чтений). Также в этот день совершается освящение еды для пасхальной трапезы.
НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ, совершаемое в субботу вечером, открывает празднование Светлого Христова Воскресения. Оно погружает нас в атмосферу пасхальной ночи, когда израильтяне были спасены из плена, и когда воскрес Спаситель мира. С первых веков христиане собирались на бдение в Великую Субботу, богослужение длилось всю ночь. С V века богослужение завершалось к полуночи. С XIII века Навечерие Пасхи совершали утром Великой Субботы. Эту нелогичность лишь в 1951 году исправил Папа Пий XII, перенеся Навечерие на подобающее время суток. Ныне рекомендуется начинать это богослужение после захода солнца.
Навечерие Пасхи начинается с Литургии Света. В церкви погашен весь свет. У входа в храм священник благословляет огонь, от которого будет зажжена пасхальная свеча — пасхал, символизирующий Христа. Священник рисует на пасхале крест, греческие буквы “А” и “Q”, а также пишет год празднования этой Пасхи, произнося: “Христос вчера и сегодня, Начало и Конец, Альфа и Омега. Ему принадлежат времена и века, Его слава и владычество во веки веков. Аминь”. Затем, вонзая в пасхал крупицы ладана, говорит: “Ранами Своими святыми и славными ограждает и хранит нас Христос. Аминь”. После этого, от нового огня, священник зажигает пасхал. Входя вместе с процессией в храм, он трижды возглашает: “Свет Христов”. Собравшиеся в церкви отвечают: “Благодарение Богу”. Верующие зажигают свои свечи от пасхала, а в храме вспыхивает свет, и диакон провозглашает Пасху древним и величественным гимном “Exsultet” (”Да ликует ныне небесное ангельское воинство”).
Литургия Слова в этот день состоит из семи чтений из Ветхого Завета и двух чтений из Нового. После каждого чтения звучит псалом и молитва священника. По окончании ветхозаветных чтений, вся церковь поет гимн “Слава в вышних Богу”, и с этого момента в храме вновь звучит орган и колокола, прославляя Христово Воскресение.
Затем наступает Литургия Крещения. Стоит напомнить, что в первые века христианства таинство крещения совершалось один раз в год — в пасхальную ночь. Читается Литания всем святым, затем освящается вода, при этом читается молитва, в которой вспоминаются события из Истории Спасения, бывшие прообразами благодати крещения. Взяв пасхал, священник трижды погружает его в воде и призывает Святого Духа снизойти на эту воду. После этого катехуменам преподается таинство крещения, во время которого все присутствующие на Богослужении обновляют крещальные обеты: отрекаются от греха и сатаны и исповедуют свою веру. Затем священник окропляет освященной водой собравшийся в церкви народ.
После этого наступает Евхаристическая Литургия, во время которой, если есть разрешение правящего епископа, верующие принимают причастие под двумя видами, что соответствует церковной традиции, существовавшей до XIII века. После завершения Мессы диакон воспевает: “Идите в мире Христовом. Аллилуйя!”, а верующие отвечают: “Благодарение Богу. Аллилуйя!”
После Навечерия Пасхи начинается торжественная процессия (Крестный ход Воскресения Господня), так называемая “Резурекция” (от латинского “Resurrectio” — воскресение), однако в некоторых странах она переносится на раннее воскресное утро перед первой Мессой. Во время этой процессии со Святыми дарами верующие трижды обходят вокруг церкви, провозглашая и прославляя Светлое Христово Воскресение.