Мы поговорили с ним об этом движении и его поездке, во время которой он посетил Москву и С-Петербург.
— Отче, давно ли Вы занимаетесь развитием Братств святого Розария?
— С тех пор, как приехал в Украину, а было это 14 лет тому назад. Я родом из Словакии и еще там видел великие плоды проповеди Розария, плоды трудов о. Гумберта Бирцека. Здесь же я увидел, что на этой земле (я имею в виду весь Генеральный викариат св. Архангела Михаила, т.е. и Россию, и Украину) нет никого, кто занимался бы этим движением.
Поэтому я попросил о. Гумберта и его соратников, во главе с Мартой Ухальовой, чтобы они в начале 1990 –х годов основали или, точнее говоря, возродили движение Розария. Как известно, движение Братств святого Розария имеет давнюю традицию, блаженный Алан де ля Рош ОР в XV веке основал во французском Лионе первую «живую розу». С тех пор доминиканцы окормляют движение Живого Розария во всем мире. Но, очевидно, молитва Розария гораздо старше, она пошла от святого Доминика.
Итак, я видел, как работает о. Гумберт: на сегодняшний день в Словакии зарегистрировано более 300 тысяч членов Братств – это огромное движение, имеющее внутреннюю силу. Я пригласил его в Украину, и мы проехали все Закарпатье, провели «розариевое просвещение», если можно так выразиться. Затем я спросил тогдашнего Генерального викария о. Андрея Каминского, могу ли я продолжать деятельность, связанную с Розарием, в рамках Ордена здесь на Украине. Отец Андрей был очень доволен и ответил: «Давно хочу, чтоб кто-нибудь из Ордена занимался Розарием в этих краях». Таким образом, я воспринимаю эту деятельность как свое призвание в рамках Ордена.
— Читать розарий, наверное, умеет каждый католик, просто «потому что умет». Зачем тогда развивать Живой Розарий?
— Конечно, очень много верующих знают и любят эту простую молитву, которая нас успокаивает, являет собой «малый экзорцизм», защищает от зла, укрепляет, приносит настоящую духовную радость. Следовательно, эта молитва была, есть и будет популярна. Но движение Живого Розария – это нечто другое. Это нечто более совершенное. Потому что в его рамках я могу направить свою молитву в определенном направлении и достичь духовной пользы не только для себя, но и для своего окружения, близкого и далекого. Это происходит в рамках Церкви. А доминиканский орден, который занимается этим движением, придает этой молитве словно бы конкретные формы, конкретные интенции, а также дает его участникам многочисленные привилегии, которые наш орден получил от Святого Престола за 800 лет своего существования.
— То есть участник Братства Святого Розария – это не просто человек, в одиночестве читающий молитвы, а некто, включенный в большое духовное явление, общие задачи?
— Именно так! У нас есть Устав, членство в Братстве нужно регистрировать – либо принося обеты, либо записываясь, чтобы получить специальный «розариевый паспорт» с индивидуальным идентификационным номером. Обеты Братств имеют иной уровень, чем обещания членов третьих Орденов. Братства Святого Розария – это только движение, которое объединяет всех желающих, а терциарии – особая форма принадлежности к Ордену как таковому. Например, я не могу одновременно быть доминиканским и францисканским терциарием, но любой терциарий может быть членом Братства святого Розария.
Главные интенции (молитвенные намерения) определены для движения уже давно: об обращении грешников, а также за живых и умерших членов движения. Члены Братств молятся в интенциях Церкви и Ордена, и каждый член Братства получает свою интенцию; кроме того, каждый из них участвует в привилегиях, дарованных Ордену Проповедников. К привилегиям относятся в духовные благодати, которые получает весь Орден, ежемесячная Месса за живых и умерших членов Братства, и индульгенции.
Участники этого движения получают право полной индульгенции в день своего вступления в Братство, на Пасху, Рождество, Сретение, в торжество Непорочного Зачатия Девы Марии, торжество Благовещения, на Успение Пресвятой Богородицы и в праздник Марии Царицы Розария. Участие в Братстве – это уверенность, что не только ты за кого-то молишься, но и есть кто-то, кто молится за тебя. Эта уверенность гарантирована Орденом, потому что Промотор Братства ежемесячно служит Мессу за всех его членов, и это его обязанность, а не личное желание или нежелание …
— Насколько я знаю, «живая роза» образуется из определенного количества человек. А как насчет тех приходов, где желающих мало для формирования «розы»?
— Да, «живая роза» должна состоять из двадцати человек (ранее из пятнадцати), по числу Тайн Розария. Благодаря Иоанну Павлу II мы получили дополнительные пять Тайн, которые называют Светлыми. Но если в приходе нет необходимого числа желающих, то я лично не вижу в этом большой проблемы. Мы устанавливаем ответственного – лидера будущей двадцатки. Главное – это “зелятор” (от латинского – ревнитель, ревностный), и если он действительно хочет, чтобы появилась живая молитва к Матери Божией, то находит участников: либо своего ребенка, либо мужа или жену, своих родных …
— То есть в Украине, где есть Живой Розарий, все находится под вашим руководством?
— Не совсем. Я слышал, например, об очень похожем движении Полины Жерико. Думаю, одно другому не мешает. Разница лишь в том, что доминиканский Орден может предложить больше привилегий, учитывая свое историческое богатство.
Если кто-то себе «делает из этого конкуренцию», то нас это действительно не касается, например, если что-то создавалось при условии «это исключительно для греко-католиков» или «только для римо-католиков» – это смешно!
Действительно, у меня было несколько бесед с людьми, которые говорили, мол, мы в своем приходе уже все организовали, и вы не вмешивайтесь в нашу молитвенную жизнь. Я на это отвечаю: « А мы ничего плохого не предлагаем, наоборот – увеличение привилегий для молящихся, из сокровищницы Ордена». Вот и вся суть нашей «организации»: делать более щедрое предложение.
— Реколлекции о Живом Розарии проводит не один священник, но обязательно с участием мирян. Какова роль светских в этом движении?
— В движении должен быть Промотор, это обычно доминиканец. «Вторым человеком» в движении является координатор Братства – каждый в своем Братстве. Кроме этого, еще есть некий «аппарат» – те, кто помогает с подготовкой конференций, публикацией текстов, организацией поездок, подготовкой Литургии и тому подобное.
Мы привлекаем к сотрудничеству и других священников, а также сестер-монахинь и подготовленных мирян. Поскольку речь идет не о священнических функциях, а о внелитургической деятельности, то нет никаких запретов на то, чтобы миряне могли выступать со словами свидетельства или наставления. Когда я вижу, что человек способный, что он достаточно развит духовно и интеллектуально, то охотно приглашаю его произнести слово.
У нас разработаны разные программы: продолжительностью в 3, 5, 6 и 12 часов (с ночным бдением). Печатные материалы имеют разрешение церковной цензуры. Материалы для постоянной формации печатаются в нашем епархиальном журнале «Світло», их проверяет епархиальный цензор о.Андрей, а затем епископ Мукачевский Антал Майнек дает imprimatur. Ну и доминиканцы тоже эти занимаются! Карточки с размышлениями, для обмена в день смены интенций, помог издать о.Дмитрий Андрийчин ОР. А чтобы не читать одно и то же размышление каждый день в течение целого месяца, у нас есть брошюры «Размышления над Святым Розарием».
Без мирян развивать розарий для мирян … было бы странно. А помощь их бывает порой неоценима. Например, для поездки в Россию все необходимые тексты были переведены на русский, которого я сам не знаю, и это было сделано не кем иным, как мирянами.
— Какие плоды приносит участие в Братстве?
— Вполне конкретные, хотя о молитве нельзя сказать, что мы сразу видим результат. Речь не идет лишь о количестве членов или только о том, чтобы кто-то записался в Братство, а потом взял и махнул на все рукой. Нет, участник движения обязан ежедневно читать один десяток Розария, прочитать размышления к “своей” Тайне, и таким образом мы сплетаем венок из роз для нашей Богоматери. Если кто-то говорит, что Розарий скучный, повторяющийся, неинтересный, – это означает лишь то, что он еще не начинал им молиться по-настоящему…
Последствия реального участия в живой молитве – значительные, как для самого участника, так и для приходов. Настоятели не раз нам говорили, что они очень довольны и благодарны за организацию Живого Розария, потому что когда люди собираются и молятся вместе, то они начинают оглядываться, а что бы еще сделать, чем бы помочь священнику в приходе. Очень приятно слышать: “Отче, с тех пор как у нас появились «живые розы», они стали моей правой рукой”!
— Значит, теперь Вы решили выйти с проповедью Розария за пределы Украины?
— С реколлекциями, посвященными Розарию, мы ездим в основном в октябре – месяце Царицы Святого Розария. Но и вот в мае – месяце, посвященном Марии, – нам удалось выбраться на проповедь. Такая необычная поездка. Мы всегда стараемся воспользоваться любой возможностью, которую дает Бог, чтобы проповедовать эту молитву.
Мы посетили уже 22 прихода. Эта поездка – отличная возможность предложить богатства движения Живого Розария в российских приходах. Думаю, не нужно лишний раз подчеркивать связи Розария и России, особенно в контексте встречи в С-Петербурге в 95-ю годовщину Фатимских явлений.
Людям же, которые просто читают Розарий, я бы предлагал не упускать такой шанс, как участие в Братстве! Не упустите все прекрасные богатства и привилегии, которые предлагает Орден. Мы предлагаем людям хороший духовный бизнес! (смеется)
Беседовала Ирина Ермак
“Католицький часопис CREDO”
Фото: Ирина Ермак и Татьяна Климова