Дорогой отец Виталий, сегодня ты первый раз совершаешь Евхаристию на этом алтаре в нашем храме, в нашем приходе, который ты хорошо знаешь, и который тебя тоже знает и любит. Сегодня торжество Святейшего Сердца Иисуса и, наверное, нет более подходящего праздника, чтобы служить первую Мессу неопресвитера, ибо Сердце Иисуса – источник священнического служения.
Празднуя торжество Святейшего Сердца Иисуса, нам надо прежде всего понять, что значит сердце в духовной жизни человека. Не случайно все мистики обращали внимание на сердце как на центр духовной жизни. Жизнь современного человека разделена на различные сферы, нам недостает единства, цельности. В Библии сердце человека – не только источник чувств, но и центр всей духовной, психической и биологической жизни. В сердце человека сосредоточены все связи: соединяющие душу и тело, чувства и разум, фантазию и интеллект, волю и мысли и т.д. Поэтому в Ветхом Завете, особенно в псалмах, сердце человека – отражение всех его отношений с Богом. Псалмопевец просит: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс 50, 12). В Евангелии Христос также говорит о сердце как о центре духовной жизни. Для Него человеческое сердце – добрая почва, в которой должны прорасти семена слова Божия. «Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8). Ученики на пути в Эммаус говорят: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писания» (Лк 24, 32). Христос говорит также о состоянии Своего сердца: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29). Апостол Павел представляет сердце как вместилище веры: «Если сердцем твоим будешь веровать, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, то спасешься» (Рим 10, 9).
Эти примеры показывают нам, что в библейской антропологии сердце – не просто вместилище чувств, это понятие гораздо шире. Поэтому для нас важно осознать, в каком состоянии находится наше сердце. Не сомневаюсь, что наши сердца смущены разными тревогами, проблемами, отягощены разнообразными заботами. Давайте оставим все эти заботы. Не для того, чтобы забыть о них, но чтобы впоследствии посмотреть на них с другой точки зрения. Мне очень нравятся слова херувимской песни из Литургии святого Иоанна Златоуста: «Всякое ныне житейское отложим попечение».
Когда мы отмечаем торжество Святейшего Сердца Иисуса, мы осознаем, что Божественная любовь Пресвятой Троицы к человеку открывается через человеческую любовь Иисуса Христа. Христос открывает нам тайну любви Бога. Эта тайна уже приоткрылась нам в Ветхом Завете. В первом чтении мы слышали сегодня отрывок из книги пророка Осии (Ос 11, 1. 3-4. 8c-9). Это один из самых красивых текстов Ветхого Завета, в нем открывается тайна сердца Бога. Бог учит человека ходить, как Он говорит: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих». Действительно, Бог хочет, чтобы мы были способны ходить самостоятельно, Он хочет, чтобы мы стали взрослыми. Он хочет, чтобы мы не оставались беспомощными, но твердо стояли на ногах, чтобы были подобны Ему. «Я был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их». Пророк Осия говорит также, что Бог похож на отца или на мать, которые кормят своих детей: «…и ласково подкладывал пищу им». Бог заботится обо всех наших нуждах. Здесь речь идет о земной пище, но для нас, христиан, важен прежде всего евхаристический хлеб, укрепляющий нас духовно. Грех человека – в том, что он не осознает, что Бог есть любовь. Как говорит Осия: «Они не сознавали, что Я врачевал их». Трагедия человека заключается в том, что он отказывается от любви Бога, что он не понимает, как сильно Бог его любит, и как он нуждается в этой любви. Поэтому Бог воплотился – чтобы показать Свою любовь в человеческом облике Своего Сына. Через Сердце Иисуса можно понять Сердце Бога. Через любовь Христа можно принять любовь Пресвятой Троицы.
Дорогой брат, дорогой отец Виталий, я желаю тебе, чтобы твое сердце было для всех дверью к сердцу Иисуса, чтобы твоя любовь к людям была образом любви Бога. Чтобы ты, как истинный отец, учил людей ходить самостоятельно, чтобы ты кормил их хлебом Евхаристии. Чтобы через твое служение люди смогли, как говорит нам сегодня апостол Павел, «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф 3, 19). Аминь.
Иакинф Дестивель ОР