По неписаному закону жанра, официальные речи и поздравления часто начинаются с цитирования классиков. В зависимости от эпохи, страны и ситуации это могут быть Аристотель, Фома Аквинский, Маркс, Энгельс, Теодор Рузвельт, Иоанн Павел II и другие уважаемые персоны, а также разнообразные начальствующие лица. Поэтому сегодняшнее поздравление я начну цитатой из интервью о. Мачея Русецкого ОР:
«Доминиканцы могут размышлять по-разному, молиться по-разному, все делать по-разному, но у них одна общая цель — нести Слово Божие».
И действительно. Вот, например, проповедь. Вновь обращаясь к классикам, напомню, что блаж. Иордан Саксонский, преемник св. Доминика, говорил о том, как наполняет человека радостью «вино Духа святого». Чья-то проповедь подобна глотку свежей ключевой воды в жаркий день. Чья-то проповедь — крепкий бодрящий кофе с утра. Чья-то искрится мистицизмом, как доброе рейнское вино. Чья-то, как кружка пива, понятна и доступна каждому. Чья-то с годами приобретает глубину и силу, как хорошо выдержанный виски. Проповедь молодых братьев рискну уподобить более молодежным напиткам – поколение пепси не в меньшей степени выбирает ОР. Главное, чтобы в проповеди не было кисловатого привкуса формализма или лицемерия. Тогда она будет хорошо усваиваться духовным организмом и давать ему силы и витамины, необходимые для роста.
Символом Ордена с давних времен стал черно-белый пес, несущий в пасти горящий факел. Таким образом матери святого Доминика было провозвещено рождение сына — «проповедника, который пробудит спящие души и вновь наполнит мир тем огнем, который Господь Иисус пришел принести на землю».
Нет никаких свидетельств о том, собаку какой породы и окраса Хуана де Аза увидела во сне – наверное, обычного пастушеского пса из тех, что стерегли стада в окрестностях Калеруэги. Традиция, однако, рисует в видении доньи Хуаны именно далматинца, и недаром. Эта порода действительно собрала в себе едва ли не все качества, необходимые проповеднику. Хороший проповедник должен уметь быстро бегать. За паствой. От паствы (такое тоже может случиться). На длинные дистанции по разным уголкам мира, чтобы доставить туда горящий факел Слова. Это отнюдь не комнатная собачка, и при необходимости громко подает голос и бесстрашно идет в наступление. Далматинцы очень красивы. Наконец, как все мы знаем из знаменитого диснеевского мультика, они ужасно охочи до новых знаний и имеют обыкновение обнаруживаться в самых неожиданных местах и обстоятельствах.
Дорогие братья!
Мы от всей души благодарим вас за служение, которое вы, назло петербургскому климату и визовым трудностям, терпеливо несете в Петербурге. В официальных поздравлениях невозможно отразить все яркие моменты радости, которые вы нам дарите. Вспомните хотя бы акты канонизационного процесса святого Доминика. Присягавшие свидетели, разумеется, говорили о святом истину: неустанно проповедовал, жил в совершенном целомудрии и бедности, день и ночь пребывал в молитве. Если бы мы знали о святом Доминике только это, он оказался бы до обидного похожим на образок среднестатистического святого. Подлинный же Доминик, такой неуловимый и парадоксальным образом для каждого разный, для каждого свой, известен нам из слов, воспоминаний и легенд, рассказанных, скорее, в духе доминиканской свободы, чем церковной официальности. Искренне желаем вам смелости быть непохожими друг на друга в единстве дела проповеди Христа. И хотя в Петербурге вас пока гораздо меньше, чем сто один, ваша энергия и забота поддерживает нашу приходскую общину изо дня в день.
Анастасия Паламарчук
Автор выражает искреннюю благодарность Юлии Ивановой, Михаилу Фатееву и о. Войчеху Делику за помощь в написании данного текста, подаренное вдохновение и скрытые цитаты.