Сегодня – последнее воскресенье литургического года, в которое мы празднуем торжество Христа-Царя. Этот праздник появился в церковном календаре недавно, в 1925 году. В это тяжелое время Папа Пий XI противостоял ложным представлениям о власти, на которых строились тоталитарные режимы. Установлением этого торжества Церковь хотела показать миру истинное лицо царской власти.
Этот праздник кому-то может показаться странным. Мы прославляем достоинство нашего Господа, от которого Он всегда отказывался. С одной стороны, уже в Ветхом Завете мы узнаем, как Израиль хотел иметь царя, а Бог не желал этого для Своего народа, говоря, что Он Сам был единственным Царем для него. Но пришедший в мир Спаситель, узнав, что хотят сделать Его царем, удалился от народа (Ин 6,14-15). Иисус отказывается от власти, которую даже Его близкие, ученики хотели вручить Ему, придумали для Него и ждали от Него, когда спрашивали: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1,6).
Однако когда сегодня Пилат спросил Иисуса: «Итак, Ты – Царь?», Христос первый и единственный раз в Евангелии этого не отрицает. Да, Он – Царь, но, как Он говорит, Царство Его не от мира сего. Надо признать, что в нашей слабости есть опасность представить себе царствование Христа подобным земной власти, которая так часто требует от человека, чтобы он стал рабом и отказался от своего достоинства. Можно понять, как некоторые люди отвергали такого Бога, который кажется уничтожающим свободу человека. Мы сегодня прославляем Христа – нашего единственного истинного Царя – не для того, чтобы поклониться Царю и воздать Ему почести. Он их не ищет и не желает. Что же тогда значит для нас царское достоинство нашего Господа?
Для многих земных владык царская власть означает три вещи: повелевать, разделять и навязывать свою идеологию. Христос переворачивает эти три лица власти.
Во-первых, для Христа царствовать означает служить, а не властвовать. «Цари господствуют над народами, – говорит Господь, – и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк 22,25-26). Вот сущность царствования Христа. Святой Иоанн Златоуст в одной из проповедей сказал: «Потому называю Его царем, что вижу Его распинаемым на кресте, так как долг царя — умереть за подвластных». Истинный Царь узнается по тому, что отдает жизнь свою за спасение своих людей.
Во-вторых, царственное служение Христа – служение единству. В земном понимании властитель обеспечивает свое правление благодаря разделению. Есть известная латинская пословица: «Разделяй и властвуй». В земном обществе, даже иногда в Церкви, к сожалению, присутствует деление на группы и пресловутый “конфликт интересов”. Но для Христа истинный царь – прежде всего тот, кто служит единству, собирает свой народ. Царь олицетворяет всех людей, даже самых бесправных. Христос – наш Царь, потому что меньший из людей может прийти к Нему и быть с Ним. Как говорит святой Иоанн Златоуст: “Господь небесного царства так могуществен, что и блудниц и мытарей делает столь славными, что они являются достойными чести и награды”. Цель царствования Христа, по слову апостола Павла, даже еще больше: « Примирить собою все» (Кол 1,20). Примирение всего творения – вот смысл владычества Христа-Царя Вселенной.
Есть и третья черта Христова царского достоинства. Сегодня в Евангелии мы слышали, как Он говорит, что Он царь, и пришел затем, «чтобы свидетельствовать о истине». Тогда как земные властители хотят влиять на умы людей, навязывать свои преставления и установки, и часто строят свою политику на лжи, Иисус напрямую связывает свое царствование с истиной. Этим Господь показывает нам, что Его царство неотделимо от свободы. Истинный царь не ограничивает свободу своих подданных, но, наоборот, освобождает их от рабства телесного и духовного, как Бог освободил Израиль из плена египетского. Он Сам сказал нам, что “Истина сделает вас свободными”.
Итак, царствование Христа, в отличие от всякого другого царствования, служит людям, объединяет их и открывает им истину. Но самое важное в сегодняшнем празднике – то, что мы, братья и сестры, торжествуем ныне свое царское достоинство, в которое облечены при крещении. Христос – истинный Повелитель Вселенной, ибо в Его власти сделать каждого из нас царем, подобным Ему. В конце таинства крещения священник помазывает голову крещаемого святым миром, говоря, что новокрещенный соединяется со Христом – священником, пророком и царем. Помазание – один из обрядов венчания на царство. Цель царствования Христа – сделать нас всех царями. Как мы сегодня слышали во втором чтении: «Христос сделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр 1,6).
И если мы признаем свое участие в Царстве Христовом, если мы признаем свое царское достоинство равным достоинству нашего Царя, то и царствование наше должно быть во всем подобно Его владычеству. Мы крещены на царство, потому что мы призваны служить всем, творить собою единство и свидетельствовать об истине везде, где мы находимся. Так мы приготовим пришествие Царства Божия. Если удостоимся и мы чести, вместе с теми славными мытарями и блудницами, то со Христом будем царствовать во веки веков. Аминь.