Иер 33, 14-16; 1 Фес 3, 12-4, 2
Лк 21, 25-28. 34-36
Обещая Свое возвращение во славе, Господь говорит нам сегодня в Евангелии: “Итак, бодрствуйте.” Адвент, который мы начинаем, это время бодрствования. Бодрствовать не значит просто не спать, но означает быть внимательным в своем ожидании, быть бдительным. Нам очень важно понять, к какой бдительности призывает нас Господь.
Самое лучшее объяснение бдительности я нашел в замечательной книге французского мыслителя Симоны Вейль, которая называется «Ожидание Бога». Для автора сущность бдительности заключается, прежде всего, во внимании. Обычно мы думаем, что главное во внимании — физическое напряжение. На самом деле, внимание, как объясняет Симона Вейль, – не активное усилие, а ожидание. Не замечали ли вы, в нашей повседневной жизни, что для того, чтобы вспомнить забытое имя, лучше подождать, пока оно само придет на ум? Итак, настоящее внимание — это не усилие, или точнее — это усилие без движения, без усилия, скажем: отказ от усилия. Настоящее внимание не требует напряжения, нужно лишь желание. Настоящее внимание — это ожидание. Парадоксально, как часто ожидание оказывается для нас тяжелее физического труда, это бодрствующее ожидание – настоящий подвиг, потому что это — духовный подвиг. Мы предпочитаем постоянно занимать свой ум и волю, суетиться и напрягаться. Однако, как говорит Симона Вейль, «Самые драгоценные блага нельзя искать, а нужно их ожидать. Ибо человек не может их найти своими собственными силами».
Христос не единожды говорит нам о необходимости бодрствования. Он учит нас этому в притчах, таких, как притча о бодрствующем рабе. Важно отметить различие между двумя версиями этой притчи в Евангелиях. По одной версии, раб, ожидая возвращения своего господина, трудится. И господин хвалит усердного раба, обещая вручить ему попечение обо всем имении. Этот бодрствующий раб, который трудился, получит от своего господина больше работы. По другой версии, раб ничего не делает, кроме как бодрствует. Но вознаграждение ожидающего раба лучше, чем вознаграждение раба работающего: Господь сам работает за него. «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Итак, бодрствующее ожидание вознаграждено службой Самого Господа. Почему? Наверное потому, что такое внимательное ожидание предполагает любовь, тогда как труд предполагает только усилие воли и исполнение долга. Конечно, нам нужно работать, и выполнять все, что нам надо. Только не будем забывать, что внимание, а не действие, заставит господина полюбить своего раба.
Бодрствовать – это прежде всего быть внимательным. Быть внимательным — это уметь слышать голос Божий. Задумаемся о том, как мы слушаем Писание, слова проповеди, слова литургии, т.е. слова нашей молитвы? Как мы слушаем людей, которых посылает нам Бог? Как мы слушаем голос нашей совести? Наша глухота касается прежде всего слова Божьего. Мы хотим услышать только то, что нам желанно. Мы не слушаем слово Божие, потому что мы боимся услышать его. Слушать слово Божие – значит не только обратить к нему свои уши, но и открыть ему свое сердце. Слушание ведет к послушанию. Друг друга мы тоже слушаем невнимательно, не по-настоящему. Мы не хотим слушать, потому что услышать другого человека – значит ответить ему. Это призыв к ответу, а значит к ответственности. Боясь ответственности, мы не хотим услышать другого сердцем, поэтому наши отношения остаются поверхностными. Мы не слушаем голоса нашей совести, не хотим услышать ее упрека или внушения, вдохновения или вразумления, потому что это заставит нас измениться. Мы слышим только то, что хотим услышать, а к остальному остаемся глухи, забывая, что Господь говорит с нами в глубине нашей души. Так мы не сможем бодрствовать.
Что еще поможет нам понять смысл бодрствования? Есть еще одна притча в Евангелии, которая говорит нам об этом — притча о десяти девах, ожидающих жениха. Христос превозносит дев, которые со светильниками дождались жениха, не за то, что они не спали всю ночь, ведь они тоже уснули, а за то, что они продолжали ожидать. Они были готовы к приходу жениха в любой час. В Песни Песней есть слова: “Я сплю, а сердце мое бодрствует” (Песн П 5, 2). Притчей о десяти девах Господь учит нас, что бодрствовать значит быть готовым к неожиданностям в наших отношениях с Ним. Обычно мы хотим встретиться с Богом на наших условиях: в тот момент и там, где мы хотим. Но Бог непредсказуем, неуловим. Он приходит тогда, когда мы Его не ждем и молчит, когда мы требуем от Него ответа. Любящий нас Господь ждет нас всегда и ждет от нас того же.
Итак, бодрствовать, значит быть внимательным к голосу Божию, слушать его и быть готовым к встрече с Ним. И тогда не так важно, что именно мы делаем каждый день, всякий час, ожидая пришествия Христа. Если сердце наше будет бодрствовать, то узнает час избавления нашего, когда сподобимся мы предстать пред Сына Человеческого.
свящ. Иакинф Дестивель