Заповеди блаженства – одна из самых известных страниц Нового Завета. О них самих написаны целые книги. Можно сказать, что выраженное в Заповедях блаженства учение обобщает все Евангелие. Святой Августин сравнивал эти заповеди с семью дарами Святого Духа и с семью прошениями молитвы Отче наш. Для него они обозначали семь уровней духовной жизни.
Заповеди блаженства – сердцевина Нового Завета
В русском языке принято использовать выражение «Заповеди блаженства», хотя Христос в Нагорной проповеди не устанавливает закона, а просто провозглашает условия спасения. Тем не менее в обстоятельствах возвещения евангельских Блаженств есть сходство с дарованием Закона на горе Синай (Исх 24, 11), когда Моисей во время заключения Завета сидел на вершине горы с семьюдесятью старейшинами Израиля за трапезой. Христос благовествует о блаженстве тоже на горе, и говорит там с учениками во время трапезы. Еще одно сходство не так очевидно. Заповеди блаженств – не что иное, как призыв Христа к обретению истинного счастья. Поэтому их можно сравнить с десятью заповедями, которые также являются путем к Богу, и, таким образом, путем к счастью.
Заповеди блаженства призваны ответить на естественное человеческое стремлению к счастью. Оно вложено в сердце человека самим Богом. Только Господь может исполнить это желание. Блаженство, полнота счастья – наше призвание. Интересно отметить, что в большинстве языческих религий больше внимания уделяется блаженству богов, чем блаженству человека. В Древней Греции, например, богов называли блаженными, так как в их лишенной страданий бесконечной жизни на Олимпе люди видели воплощение своей мечты. Библия же не слишком интересуется счастьем Бога, скорее в ней утверждается Его слава. А слава Божия – это, по словам святого Иринея Лионского, «человек живой». Вот почему Священное Писание так много говорит о счастье человека.
От Ветхого Завета к Новому представления об истинном счастье претерпевают заметную эволюцию. В Ветхом Завете счастье – прежде всего полнота и благополучие земной жизни. Например, псалмы называют счастливым человека, у которого плодовитая жена, много сыновей, скот и полные житницы. Мало-помалу пророки открывают ограниченность этого земного счастья. Книги премудрости особенно ясно говорят о тщете всего преходящего, например, книга Экклезиаста. Заповеди блаженства, провозглашенные Христом, открывают, что истинное счастье человека – не в земных благах, а в вечной жизни. Награда, блаженство – в том, чтобы «узреть Бога», войти в Царство Небесное, «назваться сынами Божиими». Заповеди блаженства обращены к главной цели нашей жизни – к завершению ее в вечности. Блаженства Нагорной проповеди устремлены к блаженству, к которому Бог предназначил человека. В Евангелии о нем говорится по-разному: лицезреть Бога, войти в радость господина своего, войти в покой Божий…
Заповеди блаженства – путь к Богу
Подобно тому, как десять заповедей – не просто закон земного бытия, а средство прийти к Богу, так и Заповеди блаженства – дорога, ведущая в Царство Небесное. Декалог говорит об этом пути чаще способом отрицания: «Не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого»; евангельские Блаженства, наоборот, об этом же пути к Богу говорят утверждением того, что должно делать и каким человек должен стать. Только шаг за шагом, в повседневных поступках мы можем следовать этим путем.
Путь этот узок. Господь учит, что счастье обретается не в богатстве, не в благополучии, не во власти, но исключительно в Богообщении. Потому блаженны в этом мире – не удовлетворенные и процветающие, не люди с хорошей репутацией, но те, кто жаждет, плачет, нуждается, терпит гонения. Можно сказать, что это производит полный переворот в системе ценностей, привычной для мира. Наше естественное представление о счастье – социальный рост, самореализация, исполнение всех желаний, и нам трудно представить себе счастье в нищете, страдании и лишениях.
Этот переворот можно назвать обратной перспективой, способом изображения, используемым в иконописи. Обычно, согласно правилам прямой перспективы, на переднем плане предметы бо́льше, чем на заднем плане. Так устроено наше зрение: то, что находится далеко, мы видим уменьшенным в размерах. На иконах все наоборот: на переднем плане все меньше, чем вдали. Это потому, что истинный зритель – не тот, кто стоит перед иконой, а Тот, Кто на ней изображен, – сам Бог. Не мы смотрим на Бога, но Он с иконы смотрит на нас. Так и в христианской жизни: на счастье следует смотреть не с человеческой, а с Божией точки зрения. Именно поэтому апостол Павел может сказать: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12, 10). Тот, кто силен во Христе, не боится быть слабым в этом мире. А полнее всего Заповеди блаженства воплощены в Самом Христе.
Как в евангельской притче о драгоценной жемчужине человек, нашедший ее, не колеблется продать все, что имеет, чтобы приобрести это сокровище, так и человек, открывший источник счастья, не страшится испытаний и гонений. Выбор между ценностями мира сего и Царства Небесного продиктован не столько требованиями морали, сколько является потребностью сердца, плененного Богом. Только истинная любовь к Богу делает земное благополучие неважным и позволяет видеть в том, что обычно считается унизительным (нищета, слезы, злословие) – преддверие полноты счастья. Заповеди блаженства неотделимы от любви. Апостол Павел говорит об этом: «Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13, 7). Без любви все требования христианской жизни становятся тяжким бременем и оковами, но исполнившись любви человек способен вступить в новую жизнь с радостью. А сама эта новая жизнь – не только обетование будущего блаженства, она начинается уже здесь, на земле.
Восемь Заповедей блаженства
Среди перечисленных в Евангелии есть Блаженства, которые относятся к естественным добродетелям: благо человеку быть кротким, смиренным, искать справедливости, ибо гордость есть мать всех пороков и лишает человека себя, а смирение и умеренность ведут его к внутреннему миру и счастью. Уже древние греки обнаружили это, но свой полный смысл это учение обрело в проповеди Христа. Но есть и другие Блаженства – говорящие нам о гонимых, страждущих. Это относится к другому аспекту христианского призвания – воскресению к вечной жизни уже в жизни настоящей. Как говорит апостол: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор 6, 10-11). Мы не счастливы страданиями, – это перверсия, – но найти, встретить Христа в наших страданиях мы можем, и можем обрести этим счастье.
Первая и последняя заповеди блаженства объединяют нас со Христом особым образом, и потому Царство уже дается с ними, а не просто обещано, как в шести других.
1. Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное
Первая заповедь, как мне кажется, является важнейшей и ключом ко всем остальным. Что же значит быть нищим духом? Быть нищим духом не значит быть слабым, застенчивым, робким. Это также не означает просто быть скромным или специально уничижать себя.
Самый лучший пример нищеты духа – сам Христос. Бог во плоти, Он мог приказать ветру и морю утихнуть. Однако Он сказал, что не делает ничего сам по себе, но что всегда творит волю Отца, пославшего Его. Для нас стать нищими духом значит не смотреть на себя, а смотреть на Христа. Значит не унижаться, а осознавать, что всем, что у нас есть, мы обязаны Богу и все это приносить Ему в жертву хвалы, как мы делаем это в Евхаристии. Это значит служить нашими дарами нашим ближним по примеру Христа, который пришел к людям не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить. Нищие духом блаженны, потому что они способны отдать все, что имеют, сознавая, что это все не принадлежит им, и получить стократ больше.
2. Блаженны плачущие; ибо они утешатся
На основе этой евангельской заповеди Отцы Церкви говорили об особом христианском «даре слез». Стать блаженным плачущим не значит, что нужно плакать о себе, себя самого жалея, но научиться плакать о других и с другими. Плач о другом невозможен без искреннего сопереживания, но не сводим к нему. Святой Доминик по ночам плакал и кричал Богу: «что же будет с грешниками?». Плачущие блаженны, потому что могут осознать несчастье земного мира, свой грех и обратиться к Богу. Так они обретают единственное настоящее утешение.
3. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю
Спаситель учит нас кротости на Своем собственном примере, говоря: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29). Кротость не есть бесхарактерность, отказ от борьбы за свои убеждения и избегание любых конфликтов. Быть кротким значит обуздывать свои первые реакции, отказаться от гнева, отказаться от позиции «нападения как лучшего способа защиты» и вечной вооруженности. Блаженны кроткие, потому что они не рабы своих страстей. Они наследуют землю, то есть являются ее истинными хозяевами, потому что могут увидеть образ Божий в каждом творении и не живут среди врагов.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся
Стремиться к блаженству алчущего и жаждущего правды не значит свести свою веру к вопросам борьбы за социальную справедливость, но означает сохранять верность Богу, сотворившему и любящему любого человека, во Христе искупившему всех людей. Правда Божия о человеке восстанавливает человеческую природу. Служа человеку, алчущие и жаждущие правды служат восстановлению первоначальной правды Божией, той Истины, ради которой был сотворен мир. Таким образом они стремятся к Самому Богу и насытятся истиной Его в Царствии Божием.
5. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут
Здесь важно понять, что быть по-настоящему милостивым не значит просто забывать обиды, но прощать, что гораздо глубже. Это есть способность осознать и разделить общность человеческой слабости с другими, и потому умилостивиться к тому, кто сделал в наших глазах нечто плохое. Ведь мы также оступимся в следующий момент. Если мы милостивы, то умеем видеть, что отлучает нас самих от любви братьев и от Бога. Мы знаем, что мы прощены за многое, мы передаем другим то же прощение, которое сами получили. И если передаем, то и сами получим, то есть будем помилованы.
6. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят
На каждой Мессе, в начале службы, мы вспоминаем наши проступки, чтобы «с чистым сердцем совершить Святое Таинство». Чистота сердца не есть наивность. Это умение быть прозрачным, жить в свете Истины. Как говорит нам апостол Павел: «Вы сыны света» (1Фесс 5, 5). Свет истины в отношениях с самим собой, в отношениях с другими и с Богом дает чистоту сердца. Чистые сердцем блаженны, они умеют очистить свой взгляд, чтобы смотреть на мир так, как Бог смотрит, и чтобы Его видеть везде, где Он есть.
7. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими
Быть миротворцем не значит быть пацифистом. Это не значит отказаться от защиты истины и слабых. Это, прежде всего, значит нести и взращивать мир, полученный нами в дар от Бога. Быть миротворцем не означает каждый день совершать политические подвиги по разоружению, но творить, то есть создавать мир с ближними своими и в самих себе. Всем известно изречение святого Серафима Саровского «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Здесь, в этой заповеди, Христос обещает нам величайшее сокровище, подобие Ему самому, ибо мы, будучи миротворцами, становимся истинными детьми Божиими, возвращаясь к первоначальному замыслу о человеке.
8. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное
Обычно мы изгнаны бываем из-за наших поступков, глупости, неумения работать с другими людьми. Но здесь имеется в виду другое. Блаженны мы именно тогда, когда защищаем правду не свою, а Божию, и принимаем за это поношение и упреки. Текст о том, как блаженны мы будем, когда будут нас неправедно злословить за Христа, поясняет эту заповедь. Гонимые за правду блаженны так же, как и нищие духом, у них та же награда, и она уже есть, она не в будущем. Это потому, что терпеть несправедливость правды ради – вершина христианской жизни, как и нищета, смирение духа. Страдающие за Истину осуществляют не один какой-либо аспект Царства Божия, они олицетворяют своей жизнью Самого Христа.
Иакинф Дестивель ОР
Библейские тексты для обсуждения
Заповеди блаженства: Мф 5, 1-12
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Любовь – начало исполнения всякой заповеди: 1 Кор 13
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Молитва: Псалом 27 (26)
Господь – свет мой и спасение мое:
кого мне бояться?
Господь крепость жизни моей:
кого мне страшиться?
Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои,
чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое;
если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
Одного просил я у Господа, того только ищу,
чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей,
созерцать красоту Господню
и посещать [святый] храм Его,
ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия,
скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
Тогда вознеслась бы голова моя над врагами,
окружающими меня;
и я принес бы в Его скинии жертвы славословия,
стал бы петь и воспевать пред Господом.
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю,
помилуй меня и внемли мне.
Сердце мое говорит от Тебя: “ищите лица Моего”;
и я буду искать лица Твоего, Господи.
Не скрой от меня лица Твоего;
не отринь во гневе раба Твоего.
Ты был помощником моим; не отвергни меня
и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
ибо отец мой и мать моя оставили меня,
но Господь примет меня.
Научи меня, Господи, пути Твоему
и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
не предавай меня на произвол врагам моим,
ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
Но я верую, что увижу благость Господа
на земле живых.
Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое,
и надейся на Господа.
Библейские тексты и вопросы для самостоятельного размышления:
Мф 5, 1-12 (См. выше)
Мф 18, 1-5
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает.
Вопросы для размышления: Почему Господь говорит, что детям легче войти в Царство Небесное? Какую связь вы видите между этим текстом и Заповедями блаженства?
Традиция Церкви о Заповедях блаженства
Святой Августин, епископ Гиппонский. Проповедь о страхе Божием.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», не землю мертвых, но ту, о которой сказано: «Ты прибежище мое и часть моя на земле живых» (Пс 142(141), 5). Этим благочестием своим они приобретают затем способности ведения, так, что не только становятся способными сознавать силу грехов своих прежних, о коих горько сокрушались на первой ступени покаяния, но узнают также, в каком худом состоянии омертвения и отчуждения находятся они, хотя бы земное счастье и улыбалось им. Не даром же написано: «кто умножает познания — умножает скорбь» (Екк 1, 18). Но «блаженны плачущие, ибо они утешатся». Отсюда восходят они к духу крепости, когда мир умирает для них, и они для мира; так что среди превратностей этой жизни и множества неправды любовь в них не оскудевает, но возрастает искание и жажда правды, пока не насытятся в бесконечном царстве святых и общении с ангелами. Потому что «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Однако же вследствие тяжести искушений и соблазнов, так как сказано: «горе миру от соблазнов», человеческая слабость может поддаваться обольщениям, и поэтому необходимо иметь дух совета. Потому что не так сильна бывает в этой преходящей жизни способность крепости, чтобы, если кому предстоит борьба с лукавым противником, он не терпел иногда поражений, особенно чрез искушение языка, так как если кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф 5, 22). Итак, что же есть дух совета, если не то, на что указывает Господь, когда говорит: «прощайте, и прощены будете» (Лк 6, 37).
Поэтому, как в порядке даров Духа Святого дух совета полагается на пятом месте, так в Евангелии в пятой заповеди блаженств ублажаются милостивые: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Шестым считается у пророка Исаии (в обратном порядке) дух разума, когда сердца очищаются от всякого призрака плотской суеты, и до конца человек руководится чистым стремлением.
Поэтому и в 6-ой заповеди блаженств Господь говорит: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Когда же достигнет человек последней степени совершенства, он останавливается, успокаивается, наслаждаясь блаженным миром. Но кто является концом для нас, как не Христос Бог? «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим 10, 4). И кто премудрость Божия, кто Сын Божий, как не Христос? В нем делаются все, кто бы они ни были, мудрецами и детьми Божиими, и это есть полный и вечный мир. И потому, как у Исаии дар мудрости считается седьмым для восходящих снизу вверх, хотя сам он, научая нас, спускается, наоборот, сверху вниз, так и Господь в утешение нас в седьмой заповеди блаженств ублажает миротворцев «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
Итак, имея такие обетования и восходя по этим степеням к Богу, будем переносить мужественно все обиды и жестокости мира, и пусть не одолевает нас его злоба, победив которую, мы будем наслаждаться вечным миром. К этому и призывает нас, в конце концов, восьмая заповедь блаженств «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное».