Когда все ангелы и пастухи уйдут, Младенец, Мария и Иосиф будут спать, и лишь осел, вол и овца хранят их покой в вертепе. Три животных, не самых благородных. Они очень похожи на нас с какой-то точки зрения. Они не самые выдающиеся представители фауны, но тем не менее они присутствуют в самый торжественный момент истории мироздания, они пришли. Они, как и мы, пришли тогда, когда другие уснули, они уступили свою кормушку под колыбель рождающемуся Богу. Когда мы представляем себя в Вифлееме, то можем вообразить себя пастухами. Но можем представить себя и этими животными. Я бы хотел их описать такими, немного в духе басни, какими они мне видятся.
У осла есть в народе репутация – он невыносимо упрям. Ослиное упрямство основано на убеждении в собственной правоте и разумности. Осел – рационалист. Осел похож на современного человека, который, может быть, много думает, но не способен трезво оценить свои мысли. Он думает, что все можно постичь своим умом, и что разумный подход несовместим с верой. Он почитает Церковь отсталой, не понимающей научного прогресса отдушиной для покорных наивных простаков. Дедушка такого осла, возможно, читал Канта и Гегеля, его отец был физиком и спорил с лириками. Он считает, что может все объяснить, и, делая из разума культ, на самом деле отрекается от разумности.
Вот стоит еще овца. Она, напротив, не имеет возвышенных идей. Она полна чужими идеями, стереотипами своего времени, штампами из газет и телевидения. Овца всерьез обсуждает конец света 21 декабря, она ждет повышения цен и запасается солью. Овца говорит как все, боится иметь убеждения, решать и быть судимой. У нее одна забота – нравиться всем, всех устраивать. Она может и противостоять, но когда все остальные это уже сделали. У нее доброе сердце, но она трусовата. Овца предпочитает не думать о серьезных вопросах, чтобы не выделяться. Овца — конформист.
Вол, в свою очередь, – индивидуалист. Вол не труслив. Наоборот, это сильное и храброе животное. Ему просто не интересно мнение других. Вол трудится, он целиком поглощен насущными заботами жизни. Он материалист и сугубый прагматик, он любит жить комфортно, он ищет своего блага в мире, а не живет мечтами. Такой вол любит не сам материальный достаток, но то, что его дает: социальный статус, главенство, знакомства. От того, что он полон самим собой, у него нет настоящей внутренней жизни. Ему трудно молиться, ибо чтобы молиться, надо, чтобы чего-то не хватало.
Вот наши три животных. Игрушки в вертепе, издалека они кажутся привлекательными, такими милыми зверушками, но, если вглядеться, они оказываются бедными и грустными, как мы. Волы, ослы и овцы обычно не задают себе вопросов, но сегодня, как мне кажется, когда все спят, они думают. Среди них – Младенец. Он спит, но Его присутствие все меняет. Первый раз эти животные заботятся не только о самих себе, но и о Сыне Человеческом. Все они теперь — не просто вол, осел и овца. Они сияют отраженным светом Младенца Христа.
Осел думает, что в конце концов этот Младенец – не только непонятное и необъяснимое чудо, Его рождение не противостоит разуму, но являет его победу. Осел понимает, что если отрицать Бога, то отрицаешь разум, Им сотворенный. Если ты немного умен, ты далеко от Бога, если ты воистину мудр – ты близко к Нему.
Овца обнаруживает, что свободна, что не обязана сказать «да» всему, что ей предлагают. Глядя на Младенца, она понимает, что такой Бог, родившийся в хлеву, не может быть принят всеми и зависит от выбора каждого из встречающихся Ему.
А вол смотрит, как никогда раньше не смотрел на кого-то. Он выходит из пределов своего индивидуализма и видит что-то, что нуждается в его заботе. Вол смотрит и видит свое поприще и сотоварищей, как впервые. Бог так хочет нашей любви, что сделался для этого маленьким ребенком.
Каждый из нас – осел, овца или вол. Скорее даже, черты любого из них есть в каждом из нас. И только когда мы встречаемся со Христом, мы становимся лучше и больше. Как же нам встретить Того, кто светом Своим заставит наши лица просиять? Где мы можем увидеть живого Бога? Мы можем Его увидеть в Евхаристии, где Он воплощается каждый день и пребывает беззащитным под видом хлеба. Мы можем увидеть Его в наших братьях. Сегодня, в этот тихий холодный вечер, Господь воплощается в нас самих, в каждом из нас. Мы можем дать Ему место в нашем сердце, как в Вифлеемской пещере. Мы можем согреть Его своим дыханием, как эти простые животные. И тогда мы войдем в радость, снисшедшую на землю, в спасение, принесенное всему миру.
Давайте помолимся, чтобы свет, исходящий от Богомладенца Христа, осветил и нашу жизнь, чтобы он освещал ее не только в эту ночь. Чтобы Господь жил и царствовал в наших сердцах всегда, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.
свящ. Иакинф Дестивель