В Символе веры мы исповедуем веру в Бога-Духа Святого – третье Лицо Пресвятой Троицы: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков». Каждое слово в этом исповедании важно и значимо. Но, прежде всего, здесь выражено, что Дух Святой неотделим от Троицы. Этот отрывок говорит тоже об Отце и Сыне, так как Святого Духа невозможно понять вне Святой Троицы.
На первый взгляд может показаться, что Святой Дух – абстрактное понятие. Легче понять, кто такой Отец и кто такой Сын, но кто такой Дух Святой? Наша задача усложняется еще и тем, что Святой Дух имеет множество имен. Иисус называет Его Параклитом – именем, которое переводится как Утешитель; Духом истины, Духом обетования, Духом усыновления, Духом славы.
Библия использует множество символов, говоря о Святом Духе: Он подобен живой воде, утоляющей жажду и оживляющей; Его схождение – помазание елеем, которое исцеляет, укрепляет и посвящает; Он – как огонь, который горит, не сгорая, и преображает все в себя; Он – облако являющее человеку присутствие Бога, и свет, который его просвещает; Дух – десница Божия, что благословляет и исцеляет; перст Божий, изгоняющий бесов, и пишущий на скрижалях закон. Сошедший на Христа при Его Крещении, Святой Дух изображается в образе голубя, подобного тому, который был в ковчеге Ноя.
Святой Дух в домостоительстве спасения
В Ветхом Завете Святой Дух – совершенно конкретная реальность. Термин «дух» – это перевод древнееврейского слова «руах», означающего дыхание. Дух Божий проявляется в основном тремя способами. Прежде всего, Он есть Дух жизни. В Символе веры мы исповедуем Его как Господа Животворящего. Книга Бытия говорит, что Дух Божий носился над водою. Слово и Дух Божий соединяются, чтобы дать жизнь. Бог вдыхает в лицо Адама дыхание жизни. Кроме того, Дух Святой есть Дух истины. В Символе веры мы исповедуем, что Он вещал через пророков. Когда пророк говорит от имени Бога, он делает это силой Святого Духа (см., например, Ис 42, 1-5). В-третьих, Дух Святой есть Дух святости, что дает верующим оставаться в общении с Богом, как об этом молится псалмопевец: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс 51(50), 13).
В Евангелии Дух Святой проявляется двумя способами. С одной стороны, Он от начала сопровождает земную жизнь и служение Спасителя: Христос рождается от Духа Святого, при Его Крещении Святой Дух сходит на Него в виде голубя; потом Он же ведет Христа в пустыню и пребывает с Ним; именно Святой Дух вдохновляет проповедь Христа, как Он Сам свидетельствует об этом в синагоге Назарета: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение…» (Лк 4, 18). С другой стороны, Святой Дух последует проповеди Христа. Перед тем, как быть схваченным для мучений, Господь молит Отца даровать ученикам Духа истины (Ин 14, 16-17). По воскресении Христос дает Духа Святого своим ученикам: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин 20, 22). Дух, которого Христос подает апостолам – одновременно Дух Христа и Дух Отца: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). В другом месте Господь говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7).
По сути своей, новозаветная книга Деяний Апостолов – это книга деяний Святого Духа. В день Пятидесятницы (50 дней после Пасхи) на молящихся апостолов сходит Дух Святой в виде сильного ветра и языков пламени: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 3-4). Это событие, соделавшее апостолов перед миром свидетелями воскресения Христова, считается рождением Церкви. Святой Дух неотделим от Церкви. В первых Символах веры христиане исповедовали эту истину так: «Верую в Святого Духа в святой Церкви».
Христианин стремится строить всю свою жизнь в согласии с действием Святого Духа. Традиция Церкви различает семь даров Святого Духа: премудрость, разум, совет, крепость (мужество), ве́дение, благочестие и страх Божий. Предание Церкви вслед за святым Павлом (Гал 5, 22), говорит и о двенадцати плодах Святого Духа, которые приносит верная Ему душа: это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, благость, благожелательность, кротость, верность, скромность, воздержание, целомудрие.
Тайны Святого Духа
Трудности размышления о Святом Духе имеют своим основанием тайны Его действия в человеческой душе. Это действие не поддается полному осмыслению и потому кажется нам парадоксальным.
Первый парадокс нашего восприятия в том, что для нас Святой Дух есть одновременно дар и нехватка. Конечно, дар Святого Духа – это прежде всего сила, благодать. Но вместе с тем Святой Дух, осеняя душу, углубляет нашу жажду. Чем больше мы получаем Его, тем больше нам Его не хватает. Чем больше Он утоляет нашу жажду Бога, тем сильнее мы Его жаждем. Поэтому можно сказать, что пребывание в Духе Святом неуловимо. Узнать, что мы Его получили можно лишь тогда, когда чувствуем, что нам Его не хватает.
Второй парадокс состоит в том, что Дух Святой объединяет, Он является связью любви между Отцом и Сыном, а также между нами и внутри нас. Но Дух Святой объединяет, сохраняя различия. В Деяниях Апостолов не говорится, что Дух смешал все языки, на которых заговорили апостолы, как при строительстве Вавилонской башни. Наоборот, каждый говорит на своем языке и одновременно понимает язык другого. Святой Дух созидает единство, сохраняя различия.
Третий парадокс нашего постижения Святого Духа состоит в изменении понимания мудрости. В Писании Святой Дух – прежде всего премудрость. Его символ – живая вода, вода мудрости. День Пятидесятницы для евреев – это день, когда Бог на горе Синай дал им закон. Однако Дух Святой часто является неожиданным образом, порой в некотором внешнем неразумии и даже юродстве. Иерусалимляне решили, что апостолы «напились сладкого вина». Дух Святой – мудрость, но в глазах этого мира Он – безумие. Это Дух Святой дает нам смелость противостоять фальшивым ценностям века сего, это Он дает мученикам силу свидетельствовать о Христе своей кровью.
И последний парадокс, преподносимый нам Духом Святым – Он есть любовь, но любовь, которая укрепляется в отсутствие возлюбленного. «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин 16, 7). В этих словах Христос открывает нам тайну истинной любви. Для того, чтобы возникло чувство, вначале требуется конкретное, реальное присутствие любимого. Таким образом родилась и любовь апостолов к Учителю. Однако Христос знает, что их любовь закалится, если Он уйдет, если Он вернется к Отцу. Почему? Потому что тогда она перестанет быть просто человеческим чувством, а станет тем, что будет жить вечно. В сердце каждой настоящей любви рождается вечность. Вот почему Христос говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел». Эта вселенская и вечная любовь – сам Дух Святой, открывающий нам тайну невидимого присутствия Божия.
Итак, Святой Дух являет нам чудо присутствия в отсутствии, полноты в недостатке, единства в различии, премудрости в безумии.
Иакинф Дестивель ОР
Библейские тексты для обсуждения
Иез 37, 1-14
Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь.
Ин 14, 25-26
Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Ин 16, 12-15
Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Гал 5, 22-25
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Молитва: Гимн Veni Creator
Приди, о Дух всезиждущий,
Твоих рабов возрадовав,
Исполни горней светлостью
Сердца, Тобой избранные!
О Параклит божественный,
Любовный дар Всевышнего,
Огнь горний, миро дивное
Таинственных помазаний!
Ты седьмиричен благостью,
Ты перст десницы Божией,
Ты речью правомочною
Гортани полнишь смертные.
Умы возвысь к служению,
Сердца зажги любовию,
Восполни немощь плотскую
Избытком мощи Божией!
Врага извергни древнего,
Дай радость мира тихого,
Дабы твоим водительством
Нам зол избегнуть пагубных!
Даруй богопознание,
Отца и Сына веденье,
В Тебя, из них исшедшего,
Вовеки веру крепкую!
Библейские тексты и вопросы для самостоятельного размышления: Ин 14, 25-26; Ин 16, 12-15;
Иоил 2, 28-29
И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.
Вопрос для размышления: В чем вы видите действие Святого Духа в мире, в людях, в вашей жизни?
Традиция Церкви о Святом Духе
Святой Ириней Лионский. Против ересей. III, 17, 1-3
Господь, давая ученикам власть возрождать от Бога, говорит им: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Его Бог через пророков обещал излить в последние времена на рабов и рабынь, чтобы они пророчествовали; поэтому Он сошел и на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим, обыкая вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях, и жить в создании Божием, творя в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово. Дух сей Святой сошел, как говорит Лука, по вознесении Господа на учеников в день Пятидесятницы, имея власть допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета; почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделенные племена и приносил Отцу начатки всех народов.
Поэтому и Господь обещал послать Утешителя, Который соединил бы нас с Богом. Ибо как из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб без влаги, так и мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше.
Ибо тела наши получили единство между собою посредством бани, ведущей к нетлению, а души – через Духа. Духа Божия, сошедшего на Господа, «Духа премудрости и разумения, Духа совета и силы, Духа ведения и благочестия, Духа страха Божия», этого Духа Бог даровал Церкви, посылая на всю землю Утешителя с небес, откуда и диавол, по словам Господа, низринулся как молния. Посему, как необходима роса Божия, дабы нам не сжечься и не соделаться бесплодными; так и там, где имеем обвинителя, там – и Утешитель, так как Господь поручает Духу Святому Своего человека, подобно попавшемуся разбойникам, над которым Он сжалился и перевязал его раны, давая два царских динария; так чтобы мы, получая через Духа образ и написание Отца и Сына, с пользою употребили вверенный нам динарий, причисляя прибыль его Господу.