Я имел счастье прожить четыре года в Тулузе – городе, где почивают мощи святого Фомы Аквинского. Святой Фома – покровитель доминиканского монастыря в Тулузе, и сегодня вечером наши братья, следуя древней традиции, пройдут крестным ходом с его мощами.
За время учёбы у меня сложилось свое отношение к святому Фоме, и я хотел бы поделиться с вами тремя суждениями о нем, которые для меня особенно важны.
Для многих Фома Аквинский является символом холодной интеллектуальности. Это парадоксально, потому что на самом деле – наоборот: в свою эпоху святой Фома как раз занимался осуждением рационализма. В Средние века произошло возвращение к греческой философии, в частности, к Аристотелю, и возникло искушение преувеличивать человеческие интеллектуальные способности, представить человека новым творцом мира. Будучи реалистом, святой Фома противостал вызову рационализма. Реализм – это, можно сказать, смирение перед действительностью. Мир сотворен Богом, а не человеком. Мы способны постичь мир и Бога только через окружающую нас действительность, которая несет на себе отпечаток Бога. Все мировоззрение святого Фомы коренится в словах апостола Павла: «Невидимое Бога через рассматривание творения видимо» (ср. Рим 1,20). К сожалению, как известно, рационализм Средних веков породил идеализм эпохи Просвещения. Для философов-идеалистов, например, Канта, по-настоящему реален лишь разум познающего, а вся окружающая реальность является лишь его творением. Сегодняшний рационализм выражается в вере в безграничные технические способности человека. Для святого Фомы, как это видно в самом плане его главного сочинения – «Суммы теологии», человек исходит от Бога и к Богу же возвращается. В конце своей жизни Учитель Церкви, святой Фома сказал, что все, написанное им, – солома. Поэтому наша первая просьба к Фоме Аквинскому может быть такой: пусть его пример и молитва помогут нам осознать, что человеческий разум не всемогущ, что наши слова всегда недостаточны для того, чтобы выразить тайну Бога.
Но во времена святого Фомы существовало и противоположное течение мысли, с которым ему также пришлось бороться, – пессимизм августинианства. Многие средневековые богословы рассматривали человека как существо падшее, крайне несовершенное и недостойное. Они, в частности, утверждали, что человек не способен познавать ни мир, ни Бога, потому что его ум затемнен грехом. Святой Фома, вопреки этому, утверждал достоинство человеческого разума: он считал, что несмотря на грех, наш разум по своей сути благ, ибо Господь сотворил его таким. Поэтому человек способен познавать вселенную. Человек, согласно учению Фомы Аквинского, может познать мир и через него понять Бога. К сожалению, пессимизм выиграл в этом споре: можно сказать, что, начиная с Декарта, почти все философы утверждали, что человеческий разум не в состоянии познать реальность, и, таким образом, не способен познать Бога. Этот пессимизм можно и сегодня обнаружить среди христиан. Сколько вокруг “духовных” учителей проповедуют, что разумом Бога не понять, что ни к чему не способен ум грешного человека, что разум ведет только к гордости. Фома Аквинский, как и все святые Отцы, не боялся использовать и превозносить разум, сотворенный Богом. Для него пользоваться разумом – не только возможность, но и обязанность человека. Поэтому наша вторая просьба к святому Фоме сегодня следующая: пусть он поможет нам пользоваться нашим разумом, чтобы укрепляться в вере.
Но мне кажется, что самое важное для нас, – это сам метод святого Фомы. Я сказал, что святой Фома противостоял двум тенденциям, которые до сих пор живы: рационализму философов и пессимизму августинианцев. Это не совсем верно, потому что Фома никогда прямо никого не осуждал. Он старался найти правду везде, где она может найтись. Например, когда святой Фома не соглашался с блаженным Августином, он не говорил, что Августин ошибается, он просто показывал, что вопрос намного шире. То же самое и с философами: Фома, в отличие от рационалистов, использует философию Аристотеля так, что она помогает нашему разуму лучше понять тайны нашей веры. Метод святого Фомы – диалог. Он был очень любознательным и интересовался всеми учениями: греков, арабов, язычников. Он строил все свои сочинения, в особенности «Сумму теологии», в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе. Поэтому вот наша третья просьба: пусть святой Фома поможет нам видеть истину везде, где она есть.
Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!». Если и нам задаст Господь такой вопрос, пусть и нашим ответом будет: «Non aliam nisi Te, Domine!».
Иакинф Дестивель ОР