Иоиль 2,12-18; 2 Кор 5,20 – 6,2; Мф 6,1-6.16-18
В первый день Великого поста литургия словами Христа призывает нас к трем основным усилиям: молитве, посту и милостыне, ради обращения. Если мы серьезно относимся к этому призыву, то задаем себе вопрос: что я еще могу сделать в этом году? Какие еще молитвы могу читать? Чем я еще могу пожертвовать из любви к Богу? Кому еще могу помочь?
Но на самом деле, если мы будем внимательно слушать слово Божие, то увидим, что Христос не просит нас просто молиться, жертвовать и поститься больше, но призывает нас все это делать втайне. Господь повторяет это три раза. Почему? Можно предложить два ответа. Первый ответ: Христос говорит об этом для того, чтобы мы не искали вознаграждения у людей. Те, кто показывают всем, как они молятся, постятся и творят милостыню, по слову Спасителя, «уже получают награду свою». Но есть и второй, более глубокий ответ: не нужно ждать вознаграждения за это даже от Бога.
Молитва, пост и милостыня… Эти религиозные практики не очень оригинальны. И сейчас, например, мусульмане соблюдают эти принципы строже многих христиан. Уже иудеи считали, что милостыня, молитва и покаяние – основы верности Завету. В Ветхом Завете даже язычникам известно значение таких поступков. Когда пророк Иона призывает ниневитян обратиться, они сразу начинают поститься и каяться, хотя были язычниками. Христос упоминает, что даже язычники молятся, но не умеют делать это хорошо: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф 6,7).
Чем же тогда отличается христианский Великий пост от Рамадана, молитва христианина от молитвы буддиста, христианская милостыня от иудейской? В обыденном сознании часто присутствует взгляд на подобные религиозные практики, как на способ обратить на себя внимание Бога, добиться от Него каких-то даров или вознаграждения. Ты – мне, я – Тебе. Если следовать этой логике, то чем больше сделаешь для Бога, тем больше имеешь шансов получить просимое.
Это совсем не христианский взгляд. Нам не надо ждать и просить, чтобы Бог приблизился к нам. Наш Бог уже приблизился, Слово Божие стало одним из нас, Господь дал нам все для спасения. Как сказал Христос: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6,8). Мы сегодня читали у святого Апостола Павла об этом же: «Мы умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами… Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6,2).
Итак, христианский смысл аскезы – не в том, чтобы Бог приблизился к нам, но в осознании нами Его присутствия, того, что время благоприятное уже пришло, что сегодня – день спасения, в готовности принять щедро данную нам благодать Божию. Молитва, пост и даже милостыня нужны не Богу, а, прежде всего, нам самим. Они нужны не для того, чтобы Бог сошел к нам, а чтобы мы восходили к Нему, обращая свое сердце к единственной основе нашей жизни.
Вот почему Христос не требует от нас больше молитв, милостыни и поста: чтобы мы не были как язычники, которые «думают, что в многословии своем будут услышаны». Господь хочет, прежде всего, чтобы эти деяния были искренними, тайными делами нашего сердца, чтобы они помогали нам быть к Нему близко и открыться пришедшему «дню спасения» нашего. Вот почему Он говорит: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф 6,17). Когда мы свободно постимся, искренно каемся, радостно творим милостыню – это уже действие нашего Спасителя внутри нас, это действие Духа Святого, Который очищает нас, чтобы мы сами стали молитвой, даром, чистотой – чтобы мы стали Христом.
Иакинф Дестивель ОР