Лк 4, 1-13
Три искушения Христа происходят в трех разных местах: в пустыне, на вершине горы и в иерусалимском Храме. Это не случайно. В Священном Писании пустыня, горы и храм имеют особое значение в отношениях между Богом и человеком. Именно поэтому там ожидает Христа и каждого из нас дьявол, искажая образ этих отношений. Чтобы победить искушение, нам важно понять смысл прохождения этих мест.
В Библии пустыня – это место, где в борьбе с собой человек может обрести Бога. Пустыня учит ожидать, жаждать, учит смирять свое желание. Бог, которого мы ищем в пустыне – Бог сокровенный, беседующий с нами наедине. Здесь дьявол предлагает быстрый непосредственный ответ, который упразднит ожидание и желание. Он соблазняет прекратить борьбу, сотворить хлеб из камня и утолить голод. Христос отвечает, как и каждый раз – словами Священного Писания, – что настоящий голод человека утоляет не хлеб, но слово Божие.
В отличие от пустыни, на вершине горы Бог не говорит с человеком в глубине сердца, но являет все Свое величие и могущество. Бог, Которого мы можем встретить на вершине – Бог откровения. На горе Бог открыл Моисею Свое имя и дал закон. На вершинах Сын Божий проповедовал и преобразился. На горе Искушения дьявол открывает свою игру. Он требует поклонения себе и сулит за это власть. Он знает, что делает. Власть, как ничто другое, дает иллюзию богоподобия. В ответ на это искушение Христос называет отца лжи его настоящим именем: «Отойди от меня, Сатана». Царство Божие открывается не гордым, а смиренным.
Третье место обретения Бога – храм. Храм в Иерусалиме был знаком зримого присутствия Бога среди Своего народа. И Сам Христос, когда отроком остается в Храме, пребывает там как в Доме Отца, Доме Завета. Бог храма – Бог близкий, «наш Бог». Здесь дьявол поступает хитрее, он цитирует Священное Писание, говоря, что Господь обещал возлюбленным Своим защиту, «ибо ангелам Своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя». Христос отказывается подвергать Бога испытанию и требовать от Него ясных знаков. Бог не существует для того, чтобы им пользоваться. Истинная любовь не злоупотребит доверием.
Три испытания и искушения ожидают нас на пути веры. Первое испытание – самоограничение, и первое искушение – обрести благодать без борьбы. Второе испытание – смирение, и второе искушение – поставить себя на место Бога. И третье испытание – свобода, и искушение сопутствует ему – просить Бога без выбора, Бога без риска и ответственности. Искушение Христа в пустыне обобщает весь наш религиозный опыт. Этот евангельский рассказ призывает нас задуматься: где наши пустыни, наши храмы и наши горы?
Где наша пустыня? Мы так привыкли сразу удовлетворять свои потребности и хотим, чтобы Бог являл Себя нам немедленно. Пустыня, где мы можем встретить Бога – не столько место, сколько состояние, когда мы понимаем, что удалились от Бога и нуждаемся в Нем, что должны преодолеть себя, чтобы увидеть Его. Когда мы готовы терпеть ожидание и бороться с собой, тогда в пустыне нашего сердца мы освобождаем место Богу, и в пустоте обретаем полноту.
Где наши горы? Как знакома каждому из нас иллюзия власти над собственной жизнью, когда мы думаем, что можем все контролировать, когда Бог как бы перестает вмешиваться в нашу жизнь и удаляется в специально отведенное Ему место. Он ждет нас по воскресеньям в церкви. А за ее дверьми боги – мы. Взойти на вершину для нас – необходимость осознать свою малость, и Божью милость и всемогущество. Гора явления Божия – тот момент, когда мы видим дела Его в нашей жизни и можем с благоговением поклониться Ему. Тогда только можем мы увидеть Бога во славе и стоять рядом с Ним.
Где наш храм? Как велико иногда искушение безопасностью, желание избежать риска. Так хочется перестать мучиться выбором, снять с себя ответственность, переложить все на Бога, пусть Он управит. Но так мы служим не Господу, а придуманному нами идолу. Мы по-настоящему близки к Богу, когда соответствуем Его замыслу о нас. Он сотворил нас подобными Себе, свободными и достойными. Только любя Его по-настоящему, без условий, мы обретаем настоящий покой в руке Его, настоящее прибежище и защиту в Нем, настоящие чудеса.
Путь всякого верующего, путь каждого из нас Великим Постом лежит через места, где находятся наши пустыни, храмы и горы, и где мы должны, преодолевая искушения, обрести Бога. Мы не одни на этом пути. Христос прошел его ради нас и не оставит нас. Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР