Благословите Господа, все Ангелы Его,
крепкие силою, исполняющие слово Его,
повинуясь гласу слова Его. Пс 102, 20
С первых веков Церковь 29 сентября вспоминала святых ангелов — “силы небесные”, то есть весь ангельский мир. В конце V века, после явления Архангела Михаила на горе Гарган в Южной Италии, на месте его явления была построена базилика, посвященная святому Михаилу. Около 530 года Папа Бонифаций выбрал эту же дату, 29 сентября, для освящения церкви, построенной в Риме в честь того же Архангела. Так, с VI века Церковь чествовала 29 сентября всех ангелов во главе со святым Архангелом Михаилом. В 709 году Предводитель Небесного Воинства явился святому Оберу, епископу, который приказал построить храм на вершине горы Томб (ныне гора Сен-Мишель). Святой Михаил являлся и Жанне д’Арк, сообщив святой о том, что Бог поручает ей миссию освобождения Франции.
Реформа 1969 года превратила 29 сентября в праздник трех Архангелов — Михаила, Гавриила и Рафаила.
Имя Михаил в переводе с древнееврейского значит “Кто как Бог?”. Когда Бог являет свою великую силу, Он часто посылает с миссией архангела Михаила. Его имя и дела говорят о том, что никто не окажется сильнее Бога, а победа всегда останется за Господом. Книга Откровения говорит нам о последней битве, которая произойдет между Архангелом Михаилом и силами тьмы: “И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним” (Откр 12, 7-9).
Святой Михаил победил гордыню сатаны и учит нас смирению. Он является нашим защитником в борьбе со злом. Иоанн Павел II напомнил Церкви о прекрасной молитве Льва XIII, которая как нельзя лучше подходит для наших времен:
Молитва на Приношение Даров в заупокойной мессе (Requiem) — это просьба к Богу о том, чтобы “sanctus Michael repraesentet eas in lucem sanctam” (”святой Михаил ввел их (души усопших) в святой свет”). В западной иконографии Архангел Михаил часто изображается с весами Божией справедливости, на которых взвешиваются души.
В византийской традиции Архангел Михаил изображается как воин, с копьем или пламенным мечом в руке, а под его ногами дракон, т.е. дух злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья Архангела, символизирует его чистоту и верность Господу. Копье оканчивается крестом, говоря о том, что в конце борьбы с силами тьмы победу одержит Крест Христов.
Гавриил — “Сила Божия” — посланник, возвещающий важнейшие для спасения человечества события. Он явился Даниилу, сказав ему о времени рождения Христа (Дан 9, 21-24). Священнику Захарии он возвестил о рождестве Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (Лк 1,13.19). Наконец, именно Гавриил был послан к Деве Марии в Назарет, чтобы возвестить смиренной девушке о том, что Она станет Матерью Бога, Святого, Крепкого и Бессмертного (Лк 1).
Гавриила изображают с райской ветвью в руках, по преданию он принес ее Деве Марии. Иногда в правой руке у Гавриила фонарь со свечой внутри, а в левой — зеркало из яшмы. Зеркало олицетворяет Божественное Провидение о роде человеческом, а свеча в фонаре — то, что пути Божии неведомы и сокрыты до времени, и что только тот, кто смотрит в зеркало Слова Божия, постигает их.
Рафаил — “Бог исцеляет”. Этот Архангел вернул зрение Товиту, прикоснувшись в его глазам (Тов 12, 15). Он сопровождал юношу Товию в путешествии, защищал его и освободил его супругу Сару от действия злого духа. Рафаилу особенно молятся за путешествующих и болящих.
На иконах Архангел Рафаил обычно держит в левой руке сосуд с лекарством, а в правой — птичье перо для помазывания ран.
Ю. Иванова