Иоанн Креститель – единственный святой, день рождения которого Церковь отмечает как праздник. Всех других святых почитаем только в день их смерти, который является днем их рождения для неба. Церковь празднует день их смерти как день их святости. В течение литургического года мы празднуем только три дня рождения: рождество Христа – святого от начала, рождество Матери Божией – святой от момента Ее зачатия и рождество Иоанна Крестителя. Почему же мы празднуем рождение Иоанна Крестителя? Потому что Дух Святой посетил его еще во чреве его матери, святой Елизаветы, когда она встретилась с Марией.
Среди всех святых, память которых мы празднуем, святые, которые лично знали Христа, очень дороги для нас. Это, в первую очередь, апостолы, ученики и евангелисты, которые получили миссию проповедовать Евангелие. Во-вторых, это близкие Христу люди, получившие призвание к созерцанию. Это, прежде всего, Его Мать – Пресвятая Богородица, а также святые женщины и Его друзья из Вифании: Мария Магдалина, Марфа и Лазарь. Есть и третья группа святых, которых можно назвать «привратниками». Они стоят у врат Нового Завета, чтобы открыть двери Христу. Они стоят на рубеже двух заветов, на пороге Церкви и открывают двери, чтобы Христос мог войти к нам. К ним можно отнести святого Иосифа, праведника Симеона, пророчицу Анну, пастухов, волхвов и, прежде всего, – Иоанна Крестителя.
Церковь называет Иоанна не только Крестителем, но и Предтечей. На самом деле настоящий Предтеча – не Иоанн, а Дух Святой. Только благодаря Святому Духу, Иоанн «взыграл радостно» во чреве Елизаветы, только благодаря Святому Духу, он пророчествовал о пришествии Христа в пустыне, крестил народ в Иордане, указал на Иисуса как на Агнца Божиего. И в наше время Дух Святой также является Предтечей Христа. Святой Дух тайно готовит сердца людей неверующих ко встрече с Господом. Он готовит сердце каждого из нас, потому что и в наших сердцах еще остаются пустынные места. Святой Дух готовит наши души к принятию Евангелия, Он делает прямыми пути Христа в наших сердцах.
Но, конечно, Святой Дух не может действовать без нашего сотрудничества с Его благодатью. Нам тоже надо быть служителями Святого Духа. В течение всей своей жизни Иоанн Креститель был орудием Святого Духа. Слуга Святого Духа, Иоанн, смог стать, как он сам говорил, «гласом вопиющего в пустыне». Святой Августин в одной известной проповеди говорит, что молчание Захарии означает и пророчествует о рождении этого «гласа»: «Иоанн во времени есть глас, а Христос – в начале и вовеки – Слово». И в наши дни Христос, Слово Божие, также нуждается в том, чтобы мы были Его голосом.
Не все из нас призваны стать миссионерами, как апостолы, или вести созерцательную жизнь, как святые женщины. Но в пустыне нашего мира каждый из нас может, как Иоанн Креститель, служить привратником – открывать двери Господу, помогать людям встретиться со Христом, живущим и царствующим во веки веков. Аминь.
Иакинф Дестивель, ОР