Герой ли отец Людвик Вишневский?

Для начала определимся  с термином — Герой (от др.-греч. ἥρως,) «доблестный муж, предводитель». Итак, был ли отец Людвик доблестным мужем и предводителем?

Ludv

Он приехал в Россию в очень трудное время, в 90-м году. Проживший всю свою монашескую жизнь за стенами монастыря, уже не молодой, отец Людвик оказался здесь один, без постоянного места жительства, без поддержки братской доминиканской  общины. Что бы ни говорили о близости польского и русского народов, на мой взгляд, это совершенно различные культуры. Различные в первую очередь в определении ценности личности, в отношениях общества и человека. И в такой трудной для него среде, с плохим знанием языка, отец Людвик сразу начал активную апостольскую работу. Конечно же, он доблестный муж и предводитель, бесспорный лидер в любом коллективе – вокруг него всегда собирались люди и он умел вдохновлять других своей верой, умел организовывать и вести за собой.

Отец Людвик потрясающе обаятельный и артистичный человек. Его проповеди и в церкви, и в любом другом месте всегда зажигали не только глубоким доминиканским богословием, но также искренностью и эмоциональностью. Он особенно  любил детей и молодёжь. Вокруг него всегда роились группы молодых парней и девушек, общению с ними он отдавал предпочтение, что обижало иногда наших ветеранов.  Теперь я понимаю, что именно молодые люди больше других нуждались тогда в наставнике, в старшем друге, в христианском пастыре. В девяностые развалилась не только советская экономическая система, рухнула система нравственных и социальных ценностей. Для многих, особенно молодых людей, настало не просто голодное время, но и время утраты всяких ориентиров в жизни. Со своими проблемами они приходили к отцу Людвику и он старался помочь каждому, как доблестный муж и предводитель.

Когда началась организация знаменитого паломничества в Ченстохову, раз в неделю в церкви на Ковенском собиралась толпа далеко не благочестивых молодых людей. На амвон выходил отец Людвик и начиналось действо. Он собирал внимание присутствующих, вдохновлял, поднимал над обыденностью. Поразительно, но ему удавалось делать это ограниченным запасом русских слов. То паломничество 91 года – это особая страница в истории Католической Церкви в России. Сколько труда и нервов стоило отцу Людвику решать все вопросы с поездами, общими визами, организацией групп, изготовлением эмблем и значков для каждого участника и много-много других проблем. Однако, настоящие трудности были впереди. Наконец, после общих молитв и радостных проводов наш поезд, составленный из обычных пригородных вагонов с деревянными лавками, тронулся на встречу с Папой к Ченстоховской Богородице.

Помню появившееся у меня чувство отчаянья, когда под стук колёс парни в углу нашего вагона вытащили из рюкзаков водку и, разогревшись, начали петь под гитару отнюдь не религиозные песни. Вечером поезд был остановлен стоп-краном где-то в лесу. По составу пробежала весть, что какой-то пьяный выпал из вагона. Когда мы прибыли в Краков, из нашей группы пропал парень, который регулярно посещал все встречи и катехизационные занятия. Больше мы его не видели. Знавшие его ребята говорили, что к паломничеству он присоединился для того, чтобы попасть в Польшу и найти там работу. И таких «паломников» было не мало. Да, негативного было достаточно и отцу Людвику постоянно приходилось решать множество проблем во время паломничества. И всё же, я уверен, что для всех участников эта поездка в Польшу и встреча с Иоанном Павлом II не прошли бесследно.

Невозможно забыть потрясающее гостеприимство поляков. И доминиканцев, организовавших и проводивших нас до Ченстоховы, и простых людей, бескорыстно принимавших нас на ночлег  и кормивших нас в пути. В каждой деревне, по которой мы проходили, нам предлагали тарелку супа, фрукты, просто кружку холодной воды. В не лёгком пути мы чувствовали постоянную заботу – нас бесплатно кормили и организовывали ночной отдых. Я помню, как обнявшись, плакали при расставании девушки из нашей группы и пожилые супруги, у которых наши паломницы жили несколько дней. Конечно, не многие остались в Церкви, но у всех запечатлелись в душах свидетельства христианской любви. Встреча с Папой среди огромного количества христианской молодёжи из разных стран, слова Папы, обращённые к нам на русском языке, сама паломническая атмосфера молитвы, радости, мира – такое не проходит бесследно. Кто остался, кто ушёл – так ли это важно? Нам не дано предугадать, как слово отца Людвика отзовётся… Он направлял людей ко Христу и каждый услышал то, что мог услышать. Провести такое паломничество мог только доблестный муж и предводитель.

Отец Людвик заложил фундамент нынешнего прихода святой Екатерины. Именно он поддержал мысль о возвращении храма на Невском, казавшуюся тогда многим совершенно несбыточной. На ступенях нашей церкви перед закрытыми дверями он организовал регулярные молитвы. Когда община добилась возвращения храма, отец Людвик настоял на необходимости специальных воскресных Месс для детей и нашёл помещения для воскресной школы. Первые детские летние и зимние лагеря в Можайском – это тоже его заслуга и в лагерь он принимал ребят не только из воскресной школы, чтобы слово Евангелия могло дойти до всех.  Он устроил курсы для катехизаторов и пригласил одного из лучших преподавателей в этой области нынешнего епископа Антония Длугоша. Первые совместные с верными Литугии Часов начались с ним.

Он любил приходские внелитургические собрания, особенно с молодёжью, любил разговоры на совершенно разные темы. Отец Людвик начал приглашать на открытые вечера православных священников. Он проводил утренние Мессы и завтраки после службы. Отец Людвик, кажется, каждый вечер проводил какую-нибудь  встречу — с молодежью, с польской общиной, с доминиканцами-мирянами, с пожилыми прихожанами. И всегда прямо или косвенно он вёл ко Христу. К нему постоянно шли люди со своими проблемами, теологическими и личными. Меня поражала его энергичность, постоянная готовность к переменам, открытость на новые идеи.

В 1994 году вместе с сестрой Матильдой и общиной доминиканок св. Сикста отец Людвик организовал для наших прихожан паломничество в Рим. Варшава, Ченстохова, Прага, Вена, Болонья, Сиена, Венеция и, наконец, великолепный Рим с многочисленными христианскими святынями и встреча с Папой Иоанном Павлом II – это останется незабываемым впечатлением для всех паломников. Конечно же, отец Людвик доблестный муж и предводитель.

Было известно, что отец Людвик поддерживал «Солидарность» в трудные для Польши времена. Он    участвовал в создании и в деятельности Движения Защиты Прав Человека (ROPCiO), Комитета Защиты Рабочих (KOR), Движения Молодая Польша, Движения Защиты Крестьянства. Во время военного положения организовывал помощь репрессированным. Многие из его учеников и воспитанников стали влиятельными в Польше людьми. Я помню, какими влюблёнными глазами смотрели на него его друзья-поляки, приезжавшие иногда к нему в гости. Он не побоялся открыто говорить о проблемах церкви в Польше. Так может поступать только доблестный муж и предводитель.

Итак, на мой взгляд, абсолютно ясно, что доминиканский монах отец Людвик Вишневский обыкновенный христианский герой. Герой, который преодолевает трудности и искушения, который и своим словом, и своей жизнью проповедует людям Евангелие, который вдохновляет людей и направляет ко Христу. Желаем Вам долгих и счастливых лет жизни, доблестный муж и предводитель, дорогой отец Людвик!

Евгений Мартынович

 

Оставьте комментарий