В прошлое воскресенье мы читали притчу о сеятеле, в которой говорилось о том, что количество плода зависит от качества почвы. В сегодняшней притче речь идет не о качестве почвы, а о враге, который посеял между пшеницей плевелы. Однако хозяин не хочет, чтобы слуги вырвали эти плевелы.
Эта притча является ответом на вопрос о происхождении зла. Бог не сотворил зла, как этот хозяин не посеял плевелы. В других религиях находим утверждение, что боги сотворили и добро, и зло. Библия, в отличие от них, утверждает: всё, что сотворил Бог – хорошо, как говорится в книге Бытия в рассказе о сотворении мира. Христос продолжает эту традицию, говоря, что сеятель посеял только доброе семя.
Эта притча является не только объяснением происхождения зла в мире, она показывает также, как Бог смотрит на развитие мира. Христос в этой притче утверждает, что мир постоянно развивается к лучшему, а не деградирует. Можно даже сказать, что у Бога оптимистический взгляд на мир. Мы обычно думаем, особенно после трагедий 20-го века, что мир идет к худшему. Бог же, наоборот, видит, что добро в мире возрастает, как закваска в тесте, как горчичное зерно, как доброе семя. Он видит, что Царство Божие близко.
Взгляд Бога на мир не только оптимистический, но и терпеливый. Как говорит псалмопевец, для Бога тысяча лет – как один день. Бог знает, что зло прорастает и мешает расти доброму семени. Он знает, что в нашей жизни существуют плевелы: плохие привычки и зло. Но Он не избавляет нас от этого зла, опасаясь, что вместе с ним мы потеряем и что-то доброе. Если Бог оказывается таким терпеливым, это потому что Он боится потерять хорошее зерно вместе с плевелами. И, может быть, даже надеется преобразить плевелы в наших сердцах в доброе семя. Христос призывает нас согласиться с тем, что в мире и в нас самих есть добро и есть зло. Это тайна свободы человека. Бог уважает свободу человека даже до крайней степени, т.е. позволяет злу действовать в мире и в наших сердцах. Но это терпение – условие для победы добра в конце времен.
У Бога такой терпеливый взгляд на мир еще и потому, что Он один может отличить добро от зла. Только Он видит всё происходящее в истинном свете. Бог призывает нас не торопиться вырывать плевелы, потому что мы не всегда в нашей жизни можем отличить добро от зла. В притче мы видим, что только господин решает, вырывать плевелы или оставить их расти. Это значит, что только Богу, и никому другому, принадлежит право решать, когда вырвать зло.
В конце времен судия отделит злых от добрых. Но никто не может считать себя совершенно хорошим, как и никто не может быть обвинен в том, что он абсолютно плохой. Граница межу добром и злом проходит, конечно, в сердце каждого из нас. Мы все, даже самые святые среди нас, в какой-то степени плохие и в какой-то мере хорошие: мы одновременно и доброе зерно, и плевелы. Мы верим, что в конце времен Господь сам вырвет эти плевелы, которые росли в нашей жизни и сам сожжет их.
Пусть Господь поможет нам смотреть на мир и на себя самих так, как Он смотрит на нас: с надеждой, терпением и мудростью, чтобы мы приносили плоды и способствовали возрастанию Царства Божия в мире. Аминь.
о. Иакинф Дестивель, ОР