Уже в самом начале своего общественного служения Иисус выступил в синагоге в Капернауме, и все слушающие изумлялись Его учению, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк 1,22). Евангелист Марк ничего не сообщает о содержании проповеди Иисуса, его интересует, как и каким образом Он говорил, и поэтому евангелист поясняет, что Он говорил «как власть имеющий». В Израиле того времени учителями (rabbí) par excellence называли себя книжники. У них была или они присваивали себе власть; однако, по словам евангелиста, только после выступления Иисуса народ увидел, что такое настоящая учительская власть. У Иисуса содержание Его речи, её правда, сила её воздействия и убедительность находятся в полном единстве.
Еврейское слово rabbí буквально значит «мой великий» (евр. rav – большой, сильный). В данном случае речь идет о почетном звании. Rabbí – это некто, имеющий особое место или особое влияние в обществе. Книжники любили, когда народ называл их этим именем. За это, прежде всего, и порицает их Иисус, когда говорит, что книжники не живут согласно с термином, который используют для своего положения,: не думают о народе, а только о себе; не возвещают любви Бога, а ищут славу себе: «они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф 23,3-5). Открыто и гневно выступает Иисус против фарисейской позиции книжников, у которых слова расходятся с их делами, противоречат жизни, которую они ведут. И именно в этой точке сосредоточена истина, суть учительской силы Иисуса и Его власти – полное единство, неразрывность Его учения и Его жизни. Он учит тому, кто Он есть, Он, единородный Сын, пребывающий в любви Отца: в этом содержание Его учения и сила. То, что говорит Иисус, и то, как Он говорит, у одних вызывает удивление, у других сильное сопротивление. Среди последних, прежде всего, те, кто считают себя учителями. Однако, они не могут не понимать, что в сравнении с Иисусом их позиция становится шаткой, что образ их жизни свидетельствует против их слов, что правда не на их стороне и что свои позиции им нужно защищать. Вот почему при следующей встрече с Иисусом в синагоге они настроены крайнее враждебно. Они уже «начеку», и когда Иисус «скорбя об ожесточении сердец их» исцелил человека, имеющего иссохшую руку, они начинают совещаться, чтобы погубить Его (ср. Мк 3,1-6).
Еще раз высказывается Иисус об авторитете власти во время Тайной Вечери, при прощании со своими учениками. Но теперь эта тема наполняется новым смыслом и приобретает новое звучание. Он говорит о служении учителя и о сути власти. «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13,13-15). Это значит, что Иисус, Сын Божий, связывает слова – «Учитель и Господь», слова, означающие власть и авторитет, с омовением ног, с жестом, которого в иудейской культуре не могли требовать даже от рабов. Именно таким образом Он показывает глубину любви Бога, идущей «до конца»: «ради искупления раба, Ты предал Сына», как поётся в гимне Провозглашение Пасхи. Это означает, что в понимании Иисуса истинный учитель и Господь – это тот, кот становится рабом; тот, кто не только учит: «да любите друг друга», но и показывает как беспредельно нужно любить. Беспредельность Его любви выражается словами «как Я возлюбил вас» (Ин 15,12).
Своей любовью Иисус учит, воспитывает сердца. После того, как Он исцелил в синагоге человека с иссохшей рукой и скорбел «об ожесточении сердец», Иисус взошёл на гору и избрал двенадцать апостолов. Марк говорит, что Он призвал их для того, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк 3,14). Ученики призваны, чтобы быть с Ним, быть там, где Он, быть такими как Он, чтобы их сердца были подобными Его сердцу, жаждущему только одного – исполнить волю Отца, чтобы и они могли услышать голос Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1,11), чтобы и они могли направить к этой полноте жизни также и других вплоть до наших дней и до конца мира.
Евангелие показывает, что обучение апостолов–учеников проходило не без трудностей. Им трудно понять слова Иисуса, осознать всё, что Он говорит, осознать поставленную цель – стать такими, как Учитель (ср. Лк 6,40), принять Его путь, путь в Иерусалим, где Его ждёт страдание, смерть и воскресение: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8,34). «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин 15,20-21). Всё это понять настолько трудно, что в какой–то момент Петр даже пытается уговорить Иисуса оставить избранный Им путь и поставленную цель – исполнить волю Отца. Но Иисус непоколебим, решителен и строг в оценке тех, кто Его слушает. Это звучит в Его словах: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце?» (Мк 8,17). «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк 9,19)
О воспитании сердца, внутренней жизни, особым образом свидетельствует Евангелие от Иоанна, написанное учеником, научившимся пребывать в глубокой связи и общении с Сыном. Имя этого ученика не названо, но каждый раз, когда мы встречаемся с ним, о нём говорится – «ученик, которого любил Иисус». Предание в нем видит самого апостола и евангелиста Иоанна. Эта «анонимность» не случайна, напротив, она обладает глубоким смыслом. «Ученик, которого любит Иисус» – это Иоанн и каждый, кто остаётся в любви Господа, кто остаётся в ней до конца, до креста (ср. Ин 19,26). И собственно поэтому этот ученик видит знамения Воскресения и верит (ср. Ин 20,5-8).. Иоанн говорит об этом ученике именно во второй части Евангелия, в «Книге часа» Господа, которая начинается с 12 главы. Это час Его страдания, смерти и Воскресения. «Ученик, которого любил Иисус», – это каждый, кто всем сердцем принял Учителя, и таких из поколения в поколение во всей истории Церкви было много.
Евангелист представляет нам «ученика, которого любил Иисус» в трех отрывках: во время Тайной Вечери, под Крестом и после Воскресения, когда Иисус явился ученикам на берегу Тиверийского озера.
Во время Тайной Вечери этот ученик возлежал у груди Иисуса и, когда Учитель заговорил о предательстве, он по просьбе Симона Петра наклонился и спросил: «Господи! кто это?» (Ин 13,25). Он наклонился к сердцу Учителя, Сына Божия, которое содержит в себе любовь Отца и всю историю человечества, всю драму отречения от этой любви со стороны человека, любви такой силы, которая теперь достигла вершины, ибо Сын будет предан и убит. Ученик не реагирует внешне, но со всей глубиной переживает в сердце боль и любовь Учителя. Это не ожесточённое сердце, нет, оно исполнено сострадания, в нем уже прорастают плоды Пасхи, плоды спасения, ради которого пришёл Иисус. Он уже причастен к тому, что происходит в сердце Сына, и это приводит его под Крест.
Иисус с Креста говорит Матери и ученику: «Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин 19,26-27). Греческий текст буквально говорит «взял Её в свою собственность». Мать здесь больше чем Мария. Она представляет собой всё то, что связывает Иисуса с человеческой природой, с каждым человеком, с которым он стал солидарен в своем Вочеловечении; с каждым, рожденным от жены, которому предстоит преодолеть путь земного странствия. «Ученик, которого любил Иисус», таким образом, становится причастным к заботе Господа о каждом человеке, Его желанию, чтобы с Креста Он мог привлечь к Себе всех (ср. Ин 12,32) и Своей жертвой просветить всякую тьму. И этот ученик призван Иисусом к тому, чтобы просить и молиться о мире, так же, как Сын просил Отца за всех, чтобы имели жизнь, чтобы быть едино с Ним и с Отцом.
Итак, ученик принял от Учителя всё то, что было создано Им (ср. Ин 1,3), поэтому он сразу узнаёт Его после Воскресения. Когда рыбаки после ночи безуспешной ловли видят на берегу незнакомого, «ученик, которого любил Иисус» тотчас узнаёт в Нём Господа и говорит Петру: «это Господь» (Ин 21,7). После еды, приготовленной для них Иисусом и после трудного для Петра разговора, в котором Господь доверил ему Церковь и возвестил ему, какою смертью Пётр прославит Бога, после того как Иисус призвал Петра следовать за Ним, Симон Пётр, обернувшись видит, что за ним идёт «ученик, которого любил Иисус». И спрашивает Господа: «Господи! а он что?» Иисус отвечает ему: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин 21,21-22). «Ученик, которого Господь любит»» остаётся, пребывает в Его любви, он верен Учителю и приносит плод. Он – настоящий ученик: он живёт словом, которое перед Своим страданием Иисус заповедал ученикам (ср. Ин 15,1-10).
Учитель хочет обучить нас верности: быть с Ним, пребывать с Ним в каждый момент нашей жизни, радостный или скорбный, быть с Ним в страданиях и испытаниях, узнавать знамения надежды и знамения Воскресения для самих себя и для наших братьев и сестер. «Ученик, которого любил Иисус» остаётся в Нем и приглашает также других быть похожими на него. И поэтому он пишет Евангелие. Как верный ученик Учителя он хочет, чтобы те, кто его читает, были там, где Сын, а Он пребывает в лоне Отца.
Вот, ответ на вопрос, который в начале Евангелия два ученика Иоанна Крестителя задают Иисусу: «Равви, – что значит: учитель, – где живешь?» (Ин 1,38) Путь, который указал Учитель, открывает нам, что Он – Сын, пребывающий в Отце и что Отец пребывает в Нём. Смысл школы Учителя именно в том, чтобы каждый был причастен к этому общению и любви
с. Аленка Арко comloy