144 тысячи – цифра избранных в Новый Иерусалим, как мы сегодня слышали в первом чтении из книги Откровения (Откр 7, 4). Это не означает, что на небе ровно 144 тысячи святых. Это просто символ неизмеримости числа избранных.
Кто эти избранные? Среди святых есть те, которых мы знаем, и те, которых знает только Бог. Святость неизвестных нам святых, как говорила святая Тереза Младенца Иисуса, может быть выше святости тех, которых мы знаем. Среди этих неизвестных святых может оказаться каждый из нас. Творя нас по своему образу, Бог заложил в сердце каждого из нас жажду чистоты, света, счастья. Это и есть жажда Бога, даже если человек и не осознает этого. Это тем более верно по отношению к нам – тем, кто через крещение получил благодать Господа. Как говорит апостол Иоанн: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3, 1). Апостол Петр подтверждает, что все мы святые, мы – «народ святой» (1 Петр 2, 9).
Итак, каждый из нас призван к святости. Я недавно слушал диск одного музыканта, нашего прихожанина. Этот диск называется «Обреченные на счастье». Мне очень понравилось это название. Это правда, мы обречены на счастье, потому что мы обречены на святость. Мне хотелось бы думать, что на пиру Агнца, о котором говорит Евангелие, уже приготовлен нам стол, на котором расставлены приборы. На некоторых из них уже написаны имена золотыми буквами – это имена святых, на других имена написаны пока чернилами, как эскиз или набросок, – это имена каждого из нас. Как говорит Господь: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10, 20).
Мы все призваны к святости. Только что такое святость? Обычно, в других религиях или в язычестве, святость понимается как совершенство. Например, катары, против которых боролся св. Доминик, называли себя «совершенными». Само слово «катар» значит «чистый». Согласно этой концепции, святость – это отделенность от мира, изолированность. Человеку надо своими усилиями возвысить себя до Бога. На такие подвиги способны только избранные – духовная элита.
Конечно, для того чтобы стать святым, надо трудиться: Бог не может спасти нас без нас самих. Но только своими усилиями человек никогда не достигнет Бога. Поэтому христианское понимание святости другое. Через свое воплощение Бог сам приходит к нам и освящает всех, кто Его принимает. Для этого нам не нужно тянуться к небесам, вставая на цыпочки, нам просто нужно встать на колени перед Богом. Быть святым – значит принимать милосердие Бога, Который, как написано в Откровении, «отрет всякую слезу с очей их» в небесном Иерусалиме (Откр 21, 4).
Итак, святой в христианском понимании – это человек не совершенный, а прощенный. Не случайно первый канонизированный самим Христом святой – разбойник, распятый вместе с Ним. Кроме Матери Божией, все святые были, как и мы, грешниками и имели недостатки. Самые известные примеры – апостолы Петр и Павел; можно вспомнить также блаженного Иеронима, который был раздражительным; или святую Терезу Авильскую, которая была болтливой; или Кирилла Александрийского, который был властным человеком. Тем не менее, они были святыми, потому что они принимали прощение и милосердие Божие и были свидетелями этого милосердия.
Как каждый ребенок призван стать взрослым, так каждый человек призван стать святым. Святость – это нормальное развитие человека, которого Бог хочет для каждого из нас. Это наша настоящая природа, наша подлинная личность. Стать святым – значит просто достичь зрелости. Подобно тому, как ребенку нужен взрослый, который поможет ему, будет служить ему примером, так и нам нужны святые, которые будут помогать нам своими молитвами и примером. Не бойтесь стать взрослыми во Христе, а значит, святыми.
Иакинф Дестивель ОР