Во всех религиях вопрос чистоты очень важен. И для нас, христиан, также. В начале каждой Мессы мы просим Господа очистить наши сердца. Что это значит для нас? В чем заключается христианское понимание чистоты? В Ветхом Завете, как и в других религиях, чистота обретается через обряды. Пророки не раз порицали эти обряды, говоря, что они пустые, если не сопровождаются внутренним очищением. Псалом 50-й является лучшим примером этой новой концепции чистоты: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс 50, 12).
В книгах Священного Писания символом нечистоты, греха является проказа. Проказа символизирует грех. Какие для этого имеются основания? Во-первых, как и грех, проказа начинается с маленького, незаметного пятнышка. Во-вторых, проказа притупляет чувствительность, подобно тому, как грех притупляет нашу совесть. В-третьих, как проказа исключает человека из общения с людьми, так и грех делает невозможными истинные отношения с людьми и Богом.
Говоря об исключении из общения с людьми и Богом, следует заметить, что оно исходит не столько от людей или от Бога, сколько от самого человека. Грешник говорит себе: «Я не достоин предстать перед Богом», – подобно тому, как прокаженный уверен, что он не может общаться с людьми. Поэтому в сегодняшнем Евангельском тексте больше всего меня поражает смелость прокаженного. Обычно за Иисусом следовало множество народа и, наверное, все другие прокаженные не смели подойти к Христу. Но наш прокаженный не побоялся подойти к Иисусу и поклониться Ему. Благодаря этой смелости, благодаря доверию к силе и любви Христа, прокаженный очистился. Мы часто не смеем предстать перед Богом, потому что думаем, что мы нечисты. Но чистота заключается не в отсутствии грехов, чистота заключается в стремлении к Богу, чистота – это несокрушимое доверие к силе и любви Христа.
На смелость прокаженного Христос также отвечает смелостью: Он «простёр руку, коснулся его» (Мк 1, 41), тогда как другие люди боялись не только прикасаться, но и приближаться к прокаженным. Этот жест, наверное, шокировал учеников Христа. Но благодаря этому жесту, Христос не только очищает прокаженного, но восстанавливает его в обществе людей. Все призваны войти в Царство Божие, каждый человек имеет свое достоинство, ибо все мы сотворены по образу Божию. Поэтому так часто в Евангелии Христос простирает руку, чтобы коснуться человека, показывая таким образом, что исцеление неотделимо от общения с людьми и Богом. И нам также надо учиться простирать руки к нашим ближним, не исключая тех, которые считаются нечистыми. Мы никого не должны считать нечистым, недостойным нашего общения. Нам также нужна такая смелость, которую имел Христос. Если Христос – единственный истинно чистый – простирает руку к прокаженному, это означает, что когда мы выходим навстречу людям в их нуждах, мы этим обретаем чистоту. И, кстати, это выражение «простирать руки» используется также и в другом контексте: во время Евхаристической молитвы мы вспоминаем, что Христос «простер свои руки на кресте».
Давайте, братья и сестры, будем смелыми, как этот прокаженный, который не побоялся подойти к Христу, и будем смелыми, как Христос, чтобы простирать руки к нашим ближним. В этой смелости и заключается чистота, о которой говорит Христос, когда называет блаженными чистых сердцем: «Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8). Аминь.
Иакинф Дестивель ОР